Первый в стране маневровый гибридный электровоз прошёл сертификацию раньше срока. Российское машиностроение получило редкий повод для оптимизма.
Маневровый гибридный электровоз «ЭМКА2» получил сертификат соответствия требованиям Евразийского экономического союза. Он был разработан и построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в «Трансмашхолдинг»). Документ открывает путь к серийному производству и эксплуатации локомотива на всей территории ЕАЭС. Подробности сообщил телеграм-канал журнала «Монокль».
Изначально завершение сертификации планировалось на начало 2026 года. Однако проекту удалось пройти ключевые процедуры значительно раньше графика.
Испытания в реальных условиях
В течение 2023–2024 годов опытные образцы электровоза последовательно проходили эксплуатационные проверки. Осенью прошлого года маневровые локомотивы с заводскими номерами 001 и 002 тестировались на путях Киевского и Казанского вокзалов Москвы.
Финальной стадией стала сертификация модификации №003 — уже в полностью импортозамещённом исполнении. Именно она подтвердила соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Ключевая особенность «ЭМКА2» — стопроцентное использование российских узлов и агрегатов. По данным разработчиков, это первый в истории отечественного машиностроения маневровый электровоз такого класса, созданный без применения импортных компонентов.
Таким образом, проект стал не только транспортным, но и промышленным прецедентом.
Два режима работы и автономный ход
«ЭМКА2» относится к контактно-аккумуляторным электровозам постоянного тока с асинхронным приводом и бортовой системой накопления энергии. В стандартном режиме он работает от контактной сети напряжением 3 кВ. При её отсутствии переходит на питание от литий-ионных аккумуляторов.
Автономные характеристики позволяют локомотиву перемещать состав массой до 2000 тонн на расстояние до 14 км без подключения к сети. Без нагрузки запас хода на аккумуляторах достигает 100 км, что расширяет возможности его применения на промышленных площадках и в депо.
Экономика и экология маневровой работы
По расчетам производителей, использование гибридного электровоза позволяет сократить эксплуатационные расходы на 40–60% по сравнению с традиционными маневровыми тепловозами. Существенную роль играет отказ от дизельного топлива и снижение затрат на обслуживание.
Дополнительный эффект связан с экологией: отсутствие выхлопных газов и заметное снижение уровня шума делают «ЭМКА2». Особенно это востребованно для работы на вокзалах, в закрытых депо и на предприятиях с повышенными требованиями к условиям труда.
Проект по созданию экологически чистых маневровых локомотивов стартовал в июне 2019 года. Тогда соглашение о разработке техники с гибридным приводом подписали «Трансмашхолдинг», РЖД и «Роснано».
Конструкторскую часть выполняла компания «ТМХ-Инжиниринг». Внешний облик локомотива был разработан Национальным центром промышленного дизайна «2050.ЛАБ».
Ранее стало известно, что на Урале испытали первый беспилотный междугородний трамвай. Транспортную новинку с искусственным интеллектом запустили на востребованном направлении. Подробнее об этом писал «ПЕРВЫЙ ПЕТЕРБУРСКЙ».
О том, что в российской авиации появился новый высокотехнологичный элемент, способный повысить безопасность полёта гражданских самолётов, можно прочитать здесь.
Прорыв «Калашникова»: дисплей дополненной реальности появится в самолётах
Фото: tmholding.ru
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»




