В Кремле оценили транспортную реформу Перми, где была модернизирована маршрутная сеть и обновлен подвижной состав. Проект выдвинули номинантом на награждение премией «Формула движения». В Петербурге готовится аналогичная реформа под кураторством вице-губернатора Максима Соколова. Только после ее реализации Северную столицу вряд ли ожидает какая-либо награда. Реформа сырая, с большим количеством проблеми, не исключено, что с потенциально коррупционным подтекстом.
Петербург уступил Перми
Пермь в 2021 году стала номинантом нацпремии «Формула движения»за реализацию транспортной реформы в регионе как «лучшего решения в области пассажирского транспорта». Ежегодно на нее отбираютсяи выдвигаются на награждение в рамках форума «Транспортная неделя» реализованные Минтрансом РФ проекты. Подобное номинирование, даже без получения в последствии награды, уже свидетельствует о высокой оценке работы дептранса города федцентром.
В Перми действительно был проделан большой труд по переводу автобусных перевозчиков на брутто-контрактыи формированию комфортной маршрутной сети.Благодаря реформе было закуплено более 600 новых автобусов, удалось обновить более 25% трамвайного парка и запустить новую трамвайную линию. Несмотря на существующую критику реформы, жители города несколько лет назад получили рабочую и расширенную автобусную сеть с широким ассортиментом тарифных предложений, а также новую и экологичную технику. Изменения позволили улучшить пассажирское сообщение в городе, что высоко было оценено экспертами. По итогам 2020 года Пермь заняла второе место в рейтинге развития общественного транспорта России. Следующим шагом дептранса станет перевод города на бескондукторную оплату проезда.
В Петербурге под кураторством вице-губернатора Максима Соколова уже около двух лет готовится аналогичная реформа: с теми же брутто-контрактами (оплата за транспортную работу по договору) и переводом перевозчиков на социальных тариф, перенарезкой маршрутов и закупкой подвижного состава (2800 автобусов на газе). Но от Перми Петербург уже безнадежно отстал. Реформу должны были запустить еще в 2020-м, однако Смольный перенес ее старт на апрель 2022-го, объяснив задержку пандемией коронавируса. Хотя на деле город был просто не готов. Говорить о подготовке Петербурга сложно и сейчас, несмотря на проведенные к осени Смольным тендеры на распределение маршрутов. Переход на новую систему перевозок проходит с большим количеством проблем.
Проблемная реформа Соколова
При разработке реформы Смольный выбрал регулируемую модель организации маршрутов в соответствии с ФЗ № 220, ликвидировав коммерческие перевозки. Ранее в экспертном сообществе это решение называли большой ошибкой. Глава «Ассоциации перевозчиков пассажиров» Василий Киселев в интервью СМИ объяснял, что у Петербурга вряд ли хватит денег, чтобы нормально финансировать общественный транспорт по такой системе. Перевозчикам и ГУП-ам придется выделять ежегодно около 50 млрд рублей.
«Вряд ли петербургский бюджет способен платить такие деньги — если только Смольный не решится сильно повысить тарифы для населения. Но это чревато…», – отмечал председатель АПП.
Применение брутто-контрактов с возложением на перевозчиков обязанности закупать автобусы привело к переделу рынка и уменьшению конкуренции. Тендеры Смольного оказались доступны только крупным предприятиям, которые ожидаемо стали победителями. Однимиз них оказалосьООО «Вест-Сервис» (входит в группу компаний «Питеравто»). Его сохранение на рынке предположительно связывали в том числе с деятельностью «теневого советника» транспортного рынка и экс-силовика Виталия Родионова, присутствующего в Петербурге в последние два года. Его называют «посредником» между бизнесом и властью, «договаривающимся» по распределению контрактов. При этом в СМИ высказывалось мнение, что доступ в Смольный, транспортные ГУП-ы он получил благодаря личному и взаимовыгодному знакомству с вице-губернатором Максимом Соколовым. В связи с этим транспортная реформа ассоциируется с коррупционными проявлениями.
Смольный ликвидировал более 230 действующих ранее автобусных маршрутов, в том числе «частных», но создал всего 100 новых. Трассировку некоторых сохранившихся автобусных маршрутов укоротили и поменяли путь следования. Изменения были с критикой восприняты петербуржцами. Пересмотр сети привел к образованию лакун – зон без удобного транспортного сообщения. В них нет автобусов взамен убранных коммерческих маршрутов или усложнена пересадка между видами транспорта.Депутат ЗакСа Борис Вишневский критиковал Смольный за создание горожанам неблагоприятных условий.
«Уничтожаются практически все удобные для горожан «маршрутки». Сперва наладьте нормальную работу общественного транспорта, а потом часть «маршруток» сама не понадобится. При ухудшении обслуживания пассажиров: там, где я раньше ехал на одной «маршрутке», теперь будет автобус и метро»
В городе недостаточно инфраструктуры. Ранее сами перевозчики заявляли, что запустить почти три тысячи автобусов на газе будет проблематично, так как в Петербурге нет нужного количества газовых заправок. Депутат ЗакСа Ирина Иванова в комментариях СМИ заявляла, что нет ясности, хватает ли в Петербурге автобусных остановок и есть ли участки, чтобы их поставить. Парламентарий обращал внимание и на большой размер закупаемых автобусов. Таким будет сложно ездить по узким улицам в центре города.
Для решения проблем в начале ноября текущего года была создана рабочая группа. Однако до официального старта реформы осталось всего пять месяцев. И есть большие сомнения, что за отведенный срок в аппарате Соколова смогут пересмотреть маршрутную сеть города и скорректировать ее, построить все нужные заправки, несмотря на подписанные с «Газпромом» инвестконтракты, а также поставить автобусные остановки. Неясно даже, успеют ли перевозчики купить и доставить автобусы для вывода их на рейс. Об этой проблеме ранее также многократно писали в СМИ. Найдет ли Смольный финансирование для содержания общественного транспорта без повышения тарифов на проезд –тоже пока большой вопрос.
В связи с этими факторами существует очень высокий риск срыва транспортной реформы из-за непродуманности ряда организационных моментов, медленной реакции Смольного на сообщения о проблемах со стороны бизнеса и горожан. В таких обстоятельствах из-за упущений вице-губернатора Соколова Петербургу вряд ли придется рассчитывать на номинирование или премирование наградой Минтранса РФ. Хотя шансы для этого были, учитывая масштаб реформы и объем закупаемой техники по сравнению с другими городами (Тверь, Екатеринбург, Красноярск и т.д.), где также запанирован перевод на новую систему транспортного обслуживания в ближайшее время.