Тёмная
Светлая
Сегодня: 13.11.2024

Скованные одной областью

Завершение строительства газопровода «Северный поток-2», о котором председатель правления Газпрома Алексей Миллер объявил 10 сентября, показало, как в долгую работает федеральная власть и как регионы имеют возможность использовать это для развития. Старт первому «потоку» был дан при самой активной поддержке инициативы со стороны Ленинградской области, и это – один из эпохальных проектов той эпохи, когда всё начиналось.  Мы напомним, как развивалась инфраструктура 47-регоина за последнюю четверть века.

Порты на Балтике

27 декабря 2001 года состоялось открытие порта «Приморск» и пуск Балтийской трубопроводной системы. Этот проект был реализован за неполные два года с нуля, при сильном сопротивлении Прибалтийских стран. Понятно, что Прибалтика теряла деньги за прокачку нефти, а главное – перспективы, потому что уже тогда стало ясно: вопреки всему, Россия во главе с действующим президентом начинает крепко браться за экономику и максимальную отдачу стране от недр.

На церемонии открытия порта в Приморске Владимир Путин подчеркнул, что о необходимости строительства этого объекта говорили еще с 1992 года. После распада СССР наша страна потеряла свои портовые сооружения на Балтике и встал вопрос о том, что необходимо избавиться от диктата и давления со стороны партнеров. Порт был построен в короткие сроки – за 18 месяцев вместо 40.

Владимир Путин сам нажал кнопку «пуск», начав перекачку нефти из терминала Балтийской трубопроводной системы в современный танкер ледового класса «Петрокрепость».

Президент также подробно ознакомился с генеральным планом порта «Усть-Луга» и обсудил со специалистами дальнейшее развитие инфраструктуры этого комплекса.

24 января 2006 года в порту «Усть-Луга» был запущен угольный терминал. Этот порт до 1999 года, когда на него обратили внимание главы государства и губернатора, был долгостроем. Официальный сайт kremlin.ru приводит слова президента, произнесенные на церемонии открытия порта:

С начала 90-х годов мы говорили о том, что Петербург, Ленинградская область, весь северо-запад России должны использовать свое конкурентное преимущество, свои естественные преимущества, связанные в том числе и с географическим положением. Мы говорили практически о всех проектах, которые сегодня обсуждаем с точки зрения их практической реализации. Мы тогда об этом только мечтали. Сегодня мы можем сказать, что мы развернули масштабную работу, по‑настоящему большую работу, по развитию транспортной структуры всего северо-запада России. 

Усть-лужский порт для нас крайне важен. Это один из самых крупных инфраструктурных проектов России последних десятилетий. В этом году, где‑то около пяти – четыре с половиной – миллиона тонн оборота ожидается. Важно реализовать все, что задумано, а мы обязательно это должны сделать: это и генеральные грузы, это обязательно контейнерный терминал нужно построить. Работы фактически начались.

Нужно обязательно сделать паромную переправу, которая соединит Петербург с Калининградом и с портами Германии. Нужно построить ряд других терминалов – зерновой и перегонки нефти и нефтепродуктов.

Вот если мы все это сделаем, то действительно сможем выйти к следующему году на десять миллионов, а к 2010 году – где‑то на 32–35 миллионов тонн перевалки грузов. Это уже серьезная инфраструктурная задача, серьезный инфраструктурный проект европейского масштаба.

Спустя годы, по сегодняшний день, порт «Усть-Луга» развивается именно так, как было обозначено в 2006 году. Сейчас это крупнейший инфраструктурный комплекс в Европе, привлекающий разнообразные грузы и демонстрирующий мощь страны с Запада.

В те же годы при личном участии президента России появились четкие очертания совершенно новых проектов в Ленинградской области. Им предшествовали рабочие переговоры, как в Кремле, так и в администрации губернатора, потребовалась утряска вопросов с министерствами. Если еще в 1998-99 годах СМИ писали, что «чиновники минторга лоббируют интересны прибалтийских портов», то в 2000-е такое было невозможно.

2 мая 2007 года в Мурманске, на борту атомного ледокола «50 лет Победы» состоялось заседание президиума Государственного совета и Морской коллегии при правительстве России по развитию инфраструктуры морского транспорта в Российской Федерации.

В Ленинградской области к тому времени грузооборот морского транспорта увеличился практически с нуля до 86 миллионов тонн.

Чтобы порт «Усть-Луга» строился губернатор региона Валерий Сердюков поставил проблемные вопросы: развитие свободной экономической зоны в портах региона и урегулирование на законодательном уровне вопросов принадлежности намывной земли.

– Действительно, мы передали в пределах 300 гектаров земли для того, чтобы строился порт. Никуда она в частные руки не перешла, ни одного гектара. Но сегодня идет разговор о том, что эту землю, с учетом того, что там создается инфраструктура транспорта, надо передать в федеральную собственность. Да заберите ее, она и так государственная собственность. «Субъект Федерации – это государственная собственность», – сказал тогда губернатор.

Были обозначены и возможности Выборгского судостроительного завода по возведению газовозов ледового класса, из них вырастали планы перевалки сжиженного газа. Заводы по его сжижению логичнее всего строить в регионах, через которые проходят газопроводы, и Ленинградская область была вне конкуренции. Именно по ней проложена значительная часть Северо-Европейского газопровода, который не только стратегически значим, но и позволяет в рамках социальных программ открывать спортивные комплексы «Газпрома», активно проводить газификацию домов жителей. Кстати, именно в 2000-х в области практически завершился перевод на газ крупных объектов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.

Результаты закладывались на долгую перспективу – не случайно уже в 2019 году началась отгрузка сжиженного газа с порта «Высоцк».

Нефтепродукты: почему нет дефицита

Мы забыли о ситуации, когда нефтепродукты в дефиците. При этом, в той же Европе даже США возникают проблемы с их поставкой потребителям, появляются очереди на заправках.

8 июля 2011 года  Владимир Путин   в  Ленобласти провел совещание по развитию нефтеперерабатывающей отрасли и ознакомится с работой местного нефтеперерабатывающего завода, передали «РИА-Новости».
В ходе совещания состоялось обсуждение текущего положения в отрасли, а также перспективы модернизации нефтехимических предприятий. В частности, были затронуты вопросы наращивания перерабатывающих мощностей, повышения глубины переработки нефти и качества выпускаемых нефтепродуктов, бесперебойного поступления топлива на внутренний рынок РФ, корректировки в этих целях таможенно-тарифной и налоговой политики, ценообразование, выполнение производителями требований Технического регламента к экологическим свойствам топлива.
Путин также ознакомился с работой Киришского НПЗ и осмотрел недавно введенную в строй новейшую установку по улучшению низкотемпературных свойств различных видов дизельного топлива.

ООО «КИНЕФ» добавило свое сообщение, где подробней остановилось на сути происходящего:

«Кириши не случайно были выбраны местом встречи. На Киришском нефтеперерабатывающем заводе реализуется крупный проект по развитию глубокой переработки нефти. В том, что КИНЕФ и компания «Сургутнефтегаз» выполняют свои обязательства по инвестпроектам, премьер убедился лично, посетив строительную площадку комплекса глубокой переработки нефти».

В 2009 году на базе ООО «КИНЕФ» уже проходило совещание «О состоянии и проблемах развития нефтяной отрасли Российской Федерации», где было принято решение предоставить нефтедобывающим компаниям определенные льготы, чтобы оставляемые в отрасли средства были направлены на развитие нефтепереработки. Как оказалось, большинство компаний не выполнило своих обязательств по наращиванию глубокой переработки нефти, но при этом в полной мере воспользовалось льготой. Поэтому дальнейшее развитие отрасли правительство берет под свой контроль.

Тогда, Владимир Путин напомнил участникам совещания, что в прошлом году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти: порядка 505 миллионов тонн. Это как раз тот оптимальный объем сырья, который способен полностью обеспечить внутренние потребности и позволяет выполнить обязательства по контрактам на внешний рынок. Поэтому ситуацию весеннего дефицита бензина он назвал абсурдной. Президент сформулировал основные системные проблемы, определяющие сегодня состояние отрасли, а именно: диспропорцию между достигнутым уровнем добычи нефти и состоянием нефтепереработки, а также реальную угрозу дефицита производства высококачественного моторного топлива для российского рынка.

Лидер страны заострил внимание на том, что на тот момент первичная переработка явно доминировала над вторичной. И по структуре выпускаемой продукции отрасль откатилась на уровень середины 1950-х годов. В 2010 году было произведено почти 145 миллионов тонн дизтоплива и мазута. И лишь 45,2 миллиона тонн автомобильного бензина и авиакеросина. В результате сложился явно недостаточный запас устойчивости рынка. Любая авария, внеплановая остановка отдельного НПЗ, ремонтные и сезонные работы приводили к колебаниям, дестабилизировали ситуацию на рынке, провоцировали дефицит, всплеск цен. Например, так это было весной 2010 года в связи с выводом в срочный ремонт установок Рязанского НПЗ.

 Тихвин: от духовного – к промышленному возрождению

16 июля 2004 года  сайт kremlin.ru сообщил, что глава государства   посетил Богородичный Успенский мужской монастырь, куда недавно после 60 лет пребывания за рубежом была возвращена Тихвинская икона Божией Матери.

Духовное возрождение Тихвина – это следствие его экономического и социального подъема, ведь икону отец Сергий Гарклавц соглашался вернуть в Россию, только с возвращением духовности в монастырь и приведением его в порядок. Это была серьезная, и не отдельная от общего развития города Тихвина, работа.

В советское время градообразующим предприятием Тихвина был филиал Кировского завода. После начались большие проблемы, подстегиваемые противниками новых производств якобы из-за их вредности. Начался отток населения, значительно снизился уровень жизни.

Постепенно проблемы решались. Появилось деревообрабатывающие совместное с Швецией предприятие «Сведвуд-Тихвин», расширялась швейная фабрика «Комацо», возрождался монастырь.

Крупным инвестиционным проектом, под который не только открылись сотни вакансий, но и было построено жилье для сотрудников, стал Тихвинский вагоностроительный завод.

В Ленинградской области   Владимир Путин 30 января 2012 года принял участие в церемонии открытия Тихвинского вагоностроительного завода.

«Предприятие построено на промышленно-девелоперской площадке в Тихвине на территории площадью 50 га. Производство включает 20 автоматических и автоматизированных линий, 84 промышленных робота и три автоматических склада. Общий объем инвестиций в проект превысил 30 млрд руб.
Завод будет производить 4 типа грузовых железнодорожных вагонов новой конструкции: полувагон с глухим кузовом, вагон-хоппер для минеральных удобрений, вагон-платформа для крупнотоннажных контейнеров погрузочной длиной 80 футов и универсальный полувагон с разгрузочными люками. Производственная мощность предприятия составит 13 тыс. вагонов, 65 тыс. колесных пар и 80 тыс. т стального железнодорожного литья в год.

В настоящее время на предприятии работает более 1,5 тыс. чел. При выходе на проектную мощность в конце 2012г. общее количество сотрудников составит 3,5 тыс. чел.

Для сотрудников завода построено около 125 тыс. кв. м жилья (более 2 тыс. квартир, из них более 1,5 тыс. уже введены в эксплуатацию), в строительство вложено более 6 млрд руб. Проект реализован совместно с Внешэкономбанком и Евразийским банком развития»,- сообщалось в официальном пресс-релизе.

ЗАО “Тихвинский вагоностроительный завод” (ТВСЗ) — новое высокотехнологичное предприятие, создаваемое с нуля на базе построенной в советские годы промышленной инфраструктуры. Входит в активы группы компаний “ИСТ” (управляет активами в области финансов, добычи драгоценных металлов, транспортного машиностроения, промышленного инжиниринга, коммерческого и промышленного девелопмента).

Владимир Путин, осматривая предприятие, отметил тогда: лет 10 нигде в мире такого не строили!

Первая столица и развитие территорий

17 июля 2003 года Владимир Путин осмотрел Староладожскую крепость и открыл памятный камень в честь 1250-летия Старой Ладоги.

Осмотрев старинную крепость, Президент зашел в церковь Святого Георгия XII века, где сохранился шедевр древнерусского изобразительного искусства – фреска «Чудо Георгия о змие».

Глава государства также осмотрел экспозицию музея-заповедника «Старая Ладога», в основе которой – коллекция предметов каменного века, собранная профессором Санкт-Петербургского университета Александром Иностранцевым в конце XIX столетия. Здесь же представлены археологические находки, найденные на месте древнего поселения VIII–XVI веков.

Владимир Путин открыл памятный камень в честь 1250-летия со дня основания Старой Ладоги. Эта дата была установлена историками при изучении одной из построек Старой Ладоги – кузнечной мастерской. Бревна настила постройки, как показал анализ, были срублены в 753 году.

В первой столице Древней Руси  Владимир Путин провел совещание с работниками муниципальных образований по проблемам развития малых городов России.

Как сообщил kremlin.ru, Президент сообщил, что в Госдуме рассматривается закон о муниципальных образованиях и Правительство активно занимается созданием финансовой базы для его реализации. Закон направлен на децентрализацию управления, подчеркнул Президент, но лишь в тех случаях, где это обосновано и даст больший эффект. По его словам, смысл изменения законодательства заключается не только в том, чтобы окончательно разделить права и обязанности между уровнем муниципалитета, региона и Федерации, но и в том, чтобы наделить соответственно каждый из этих уровней источниками финансирования для реализации этих задач.

В своем выступлении Владимир Путин коснулся проблем ЖКХ, рабочих мест в регионах, малого бизнеса, градообразующих предприятий, а также социальных проблем, в частности здравоохранения.

На совещании также обсуждались вопросы, связанные с опекунством и положением детей после выпуска из детского дома.

Глава государства поддержал предложение директора одной из школ Волховского района о необходимости создания единого образовательного пространства страны, так как его отсутствие приводит к созданию многочисленных, порой противоречивых учебников по основным предметам, в частности по гуманитарным наукам. Порядок в издании учебников должен быть наведен, подчеркнул Президент.

На совещании было высказано предложение создать единую федеральную программу в области здравоохранения. Такая программа, сказал Президент, должна носить системно-методический характер.

Ленинградская область – в русле России

Многочисленными были в конце 90-х и 2000-е годы встречи главы государства с губернатором области, и сегодня в успешном, лидирующем, развитии региона во многом заложен результат тех событий. Порты и предприятия, снятые проблемы с зарплатами и пенсиями (помнит ли кто-то как в 96-98 году в области в счет пенсий на почте выдавали просроченное подсолнечное масло?). Это следствие того, что было сделано, и сегодня очень важно не сходить до только частных вопросов, не зациклиться на поиске крайних, а найти тех, кто готов за собой вести.

 

Подготовил Валентин Сидорин

Предыдущая новость

Вызвать ассенизаторскую машину просто, но только не в регионах: Петербург в топе сервиса

Следующая новость

Идею УСП Петербурга о паспортизации школьных пищеблоков взяли на заметку в других регионах

Последние новости

Тёмная
Светлая