В МАК спустя шесть лет раскрыли подробности авиапроисшествия, названного в СМИ «кукурузным чудом». Следствие обнаружило как внешние причины аварии, так и внутренние.
В августе 2019 года борт A321 «Уральских авиалиний», выполнявший рейс из Москвы в Симферополь, столкнулся со стаей чаек сразу после вылета из аэропорта Жуковский (Раменское). В результате чего оба двигателя воздушного судна получили повреждения и частично потеряли тягу. Экипаж принял решение совершить аварийную посадку на ближайшем кукурузном поле. Самолёт благополучно приземлился. Все 233 человека на борту выжили. Это событие СМИ назвали «чудом в кукурузном поле», а пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин были удостоены звания Героев России.
Однако опубликованный 7 ноября 2025 года окончательный отчёт Межгосударственного авиационного комитета (МАК) поставил под сомнение правильность действий экипажа. В документе подчёркивается роль сложной орнитологической обстановки и ошибок пилотов, сообщил «Коммерсант».
Хронология событий
МАК подробно реконструировал ход инцидента по данным «чёрных ящиков» и свидетельствам экипажа. Ещё до взлёта, во время руления пилоты заметили стаю чаек на территории аэродрома. Диспетчеры предупредили о пернатых, но пилоты не придали этому значения. Командир отозвался фразой «Пролетай, птица» после начала разбега по взлётной полосе.
Сразу после отрыва лайнера от полосы самолёт «пробил» стаю. Через 9 секунд оба двигателя потеряли часть тяги. Экипаж продолжил взлёт. Второй пилот сообщил командиру воздушного судна о необходимости убрать шасси, однако реакции не последовало.
Командир включил автопилот через 6 секунд после столкновения, но тот тут же отключился. Пилоты не выясняли причину отключения автоматики. Они продолжали самостоятельное управление. Затем сработало предупреждение о снижении. Экипаж должен был скорректировать траекторию и удерживать высоту, но второй пилот находился в растерянном состоянии и отвечал фрагментарно, порой матерно.
МАК констатировала, что у экипажа «образ восприятия полёта был критически сужен», стресс сочетался с плохой слаженностью. Командир доложил диспетчеру об отказе одного из двигателей и предложил вернуться на аэродром Жуковский для посадки. Однако данные бортовых регистраторов показали, что двигатели работали с разной тягой, срабатывала защита от сваливания и т.д. В таких условиях разворот и выход на посадку в Жуковском были невозможны.
«Компьютерное моделирование показало, что после столкновения с птицами суммарная тяга обоих двигателей упала на 7%. Нормальному полёту препятствовали и неубранные шасси. Однако моделирование установило, что полёт мог быть продолжен, но безопасную работу повреждённых пернатыми двигателей никто не гарантировал. Она могла измениться в любой момент», — сообщило издание.
Расследование подчёркивает: ключевую роль сыграла обстановка с чайками вокруг аэродрома. МАК отмечает, что в районе Жуковского (Раменского) находились свалки и водоёмы, привлекательные для птиц. По мнению экспертов, использовались частично устаревшие стандарты отпугивания пернатых, а наблюдение за поведением стаи и очистка взлётного поля были недостаточными.
Кроме того, в отчёте подчёркивается, что пилоты и диспетчер привыкли к регулярным предупреждениям о птицах, и такие сообщения стали своего рода «фоновым шумом».
Оценка действий экипажа
МАК дал жёсткую оценку действиям пилотов. Уже с начального этапа взлёта экипаж действовал «на автомате». Члены экипажа не убирали шасси, не доводили самолёт до V2 (безопасной скорости на взлёте) и не центровали закрылки, как того требуют инструкции. Об этом пишет «Интерфакс». В докладе подчёркивается, что поведение экипажа было «дезорганизованным» и «хаотичным». Однако МАК отмечает, что пилоты сработали так, чтобы минимизировать вред людям.
По итогам расследования МАК выдал многочисленные предписания и рекомендации не только по техническим аспектам полётов, но и по улучшению орнитологической безопасности аэродромов. По сути, официальный отчёт свидетельствует, что «кукурузное чудо» случилось вследствие череды упущений со стороны как авиационных служб, так и самих пилотов.
Отметим, что в сентябре 2023 года произошёл похожий инцидент с самолётом «Уральских авиалиний» рейса Сочи–Омск. Лайнер A320 сел в открытое пшеничное поле в Новосибирской области при заходе на посадку. В отличие от «кукурузного чуда», здесь первопричиной стал отказ гидравлики, усугублённый промахом пилота. По данным следствия, командир воздушного судна решил лететь до Новосибирска, хотя расход топлива оказался значительно больше расчётного. В итоге из-за нехватки топлива самолёт совершил аварийную посадку вне аэродрома. По факту случившегося Восточное СУТ СК РФ возбудило уголовное дело о нарушении правил безопасности. Командир был обвинён в том, что проигнорировал расход топлива. Это привело к ущербу размером свыше 118,9 млн рублей. Однако его уголовное преследование должно быть прекращено за истечением срока давности, отмечает «Коммерсант».
Отметим, что западные санкции подорвали планы российского авиапрома на замену парка. Ранее ИА «ОН НЬЮС» писало о самолётах без деталей. Представители отрасли рассказали о слабых звеньях импортозамещения.
О том, что в Прибайкальском заповеднике самолёт приземлился прямо на лёд пролива Малое Море, можно узнать здесь.
Фото: нейросеть по запросу медиахолдинга «Голос Регионов»
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»




