Тёмная
Светлая
Сегодня: 22.12.2024

Подготовка к школе: как помочь ребёнку адаптироваться и избежать стресса

В условиях современной геополитической ситуации сохранение традиционных духовных и нравственных ценностей России имеет особую важность. Наша страна по праву гордится богатой историей, уникальной культурой и огромным потенциалом. Спецпроект «Сила России» был создан для формирования гражданской идентичности и укрепления национальной гордости, популяризации важности семьи и формирования патриотического сознания. Всё это крайне важно для развития сильного, сплочённого общества и национальной культуры. Проект помогает объединить активных граждан и создать основу для развития социально зрелого, патриотичного и здорового общества.

Подготовка детей к школе — важный и ответственный этап в жизни каждой семьи. Вопросы, связанные с этим процессом, волнуют многих родителей. Ведь каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, чтобы легко адаптироваться к школьной среде и чувствовать себя комфортно среди сверстников. При правильном тактике и методике все дети могут достичь значительных успехов в учёбе и социализации. Как сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя уверенно в новой среде, смог адаптироваться к школьным требованиям и развить необходимые навыки, расскажет педагог коррекционной школы Мария Буланина. В рамках спецпроекта «Сила России» эксперт также даст отличные практические советы, которые каждый родитель сможет с лёгкостью применить в реальной жизни. Статья станет полезным и понятным пособием для тех, кто в силу обстоятельств не может обратиться за консультацией к профессиональному педагогу, психологу.

Педагог коррекционной школы Мария Буланина

Основные этапы подготовки ребёнка к школе

Каковы основные этапы подготовки ребёнка к школе и какие задачи на каждом этапе наиболее важны?

— Подготовка ребёнка к школе требует от родителей и самого дошкольника немало усилий. Большое значение в этом вопросе играет распорядок дня будущего первоклассника. Папам и мамам необходимо контролировать режим дошкольника, следить, чтобы он вовремя ложился спать, и вовремя просыпался. Во время бодрствования нужно проговаривать дела, которые надо сделать до выхода из дома. Важно заранее познакомить ребёнка со сменой вида деятельности. Сюда хорошо подойдут визуальное расписание и социальные истории.

До школы ребёнку нужно также развивать: познавательные психические процессы, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы. На каждом этапе подготовки наиболее важными задачами являются:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие дыхания;
  • работа над звукопроизношением;
  • развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
  • обучение грамоте;
  • развитие связной речи.

В чём заключается специфика подготовки к школе детей с различными заболеваниями? Как учитывать диагноз в процессе обучения?

— Специфика подготовки к школе особенных детей заключается в формировании у них мыслительных способностей и психологической готовности к обучению. Это очень важно для тех, кто не посещал ранее дошкольные образовательные учреждения и может испытывать трудности в учебной нагрузке. В процессе обучения необходимо выявлять возможности, склонности и способности детей, проводить обучающие и коррекционно-развивающие занятия, а также использовать игровую деятельность для мотивации и формирования готовности к школьным требованиям. Следует создавать развивающую среду, которая структуру дефекта, интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

По каким признакам и критериям родители могут определить готовность ребёнка к школе? Какие сигналы могут свидетельствовать о его неготовности?

— Готовность ребёнка к школе можно обобщённо оценить по следующим критериям:

  • старший дошкольник способен концентрировать внимание на занятиях и играх;
  • проявляет самостоятельность в выполнении простых задач, например, одевании и использовании туалета;
  • умеет общаться с другими детьми и в силу возраста адекватно реагировать на конфликты со сверстниками;
  • успешно осваивает основные навыки, такие как чтение, письмо и счёт.

При этом сигналы о неготовности ребёнка к школе могут включать:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • недостаток самостоятельности (ребёнок не может сам одеться, самостоятельно приготовиться к уроку);
  • проблемы с социальными навыками; сложности с обучением.

Практические приёмы для гармоничного развития дошкольника

Какие методы и техники вы рекомендуете для развития когнитивных и социальных навыков у детей перед поступлением в школу?

— Для развития когнитивных и социальных навыков у детей перед поступлением в школу я советую проводить занятия, направленные на развитие логического мышления и стратегического планирования. Кроме того, в ходе совместной деятельности с дошкольником нужно регулярно делать упражнения для тренировки памяти, внимания, аналитических способностей. В качестве примера приведу несколько очень простых игр, такие как «Назови слова», «Объясни слово», «Что общего?», «Дорисуй предмет», «Запомни слова».

Стоит отметить, что игровая деятельность играет ключевую роль в стимулировании когнитивных процессов у детей. Здесь каждый ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет активно задействует своё воображение, занимается планированием и принятием решений. Игровая среда предоставляет им возможность экспериментировать, исследовать и совершенствовать свои когнитивные навыки. Например, использование строительных блоков или головоломок способствует развитию пространственного мышления и логики, а ролевые игры помогают развивать воображение и эмпатию.

Не стоит пренебрегать и развивающими занятия с психологом. Комплексная подготовка ребёнка к школе поможет детям в дальнейшем обучении и облегчит адаптационный период будущего первоклассника. Хореография, логика, каллиграфия, детские танцевальные интенсивы, участие в летних лагерях с родителями, также способствуют развитию ребёнка.

Какие советы вы можете дать родителям для развития эмоциональной устойчивости и саморегуляции у детей?

— Прежде всего уделяйте внимание гармоничному развитию эмоционально-волевых качеств личности ребёнка в повседневной жизни. Обучайте ребёнка пониманию и дифференциации собственных и чужих эмоций, формируйте коммуникативное поведение и позитивное самоотношение. Используйте арт-упражнения (изобразительные, музыкальные, танцевально-двигательные) и терапевтические сказки для стабилизации эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Применяйте методы релаксации и осознанности для регуляции эмоционального состояния ребёнка. Прогнозируйте способы снятия психоэмоционального напряжения в различных жизненных ситуациях и составляйте репертуар техник вместе с ребёнком. Используйте техники когнитивно-поведенческого подхода для развития эмоционально-волевой сферы у детей старше 9 лет. Учитывайте индивидуальные особенности состояния здоровья ребёнка при выборе методов и техник развития саморегуляции.

Практические советы для мотивации ребёнка к учёбе и основные ошибки родителей

Как вовлечь ребёнка в учебный процесс и пробудить у него интерес к обучению?

— В настоящее время многие люди бросают свои попытки достичь цели, так и не услышав значимых слов поддержки: «Я верю в тебя, у тебя всё получится!». Казалось бы, такая простая фраза, а сколько в ней силы. Пробудить у ребёнка интерес и вовлечь его в учебный процесс довольно просто:

  • организуйте режим дня с учётом времени на отдых и строго придерживайтесь графика;
  • оказывайте помощь, чтобы ребёнок учился самоконтролю;
  • отмечайте достижения ребёнка, чтобы сформировать у него позитивную самооценку и мотивацию;
  • развивайте познавательную активность и делитесь интересными фактами, доступными для понимания дошкольника;
  • посещайте дополнительные занятия, которые соответствуют интересам вашего ребёнка;
  • обратите внимание на занятия со специалистами в школе, которые развивают когнитивные способности и коммуникативные навыки.

Как правильно организовать режим дня ребёнка, чтобы он легче адаптировался к школьному расписанию?

— Для того чтобы ребёнок легче адаптировался к школьному расписанию, организуйте его режим дня следующим образом:

  • учитывайте время на сон, питание, учёбу, общение с друзьями и семьёй, физическую активность и свободное время;
  • составьте гибкий распорядок дня, оставляя время на непредвиденные обстоятельства;
  • обеспечьте дошкольнику качественный сон 7–9 часов в зависимости от возраста);
  • предусмотрите 3–4 приёма пищи в течение дня с интервалами не более 3–3,5 часов;
  • учитывайте школьные уроки, время на домашние задания, кружки, чтение и дополнительные занятия;
  • обеспечьте ребёнку 2–3 часа физической активности в неделю, включая прогулки на свежем воздухе и активные игры;
  • оставьте время для спонтанных игр, творчества и реализации собственных идей.

Какие ошибки родители часто совершают при подготовке детей к школе? Как их избежать?

— Опираясь на свой профессиональный опыт и опыт коллег, первое, что хочется отметить, — это игнорирование рекомендаций специалистов родителями. Увы, явление нередкое. Другие наиболее распространённые ошибки мам, пап, и даже бабушек и дедушек:

  • выбирают школу, не учитывая индивидуальные особенности ребёнка;
  • перегружают ребёнка дополнительными занятиями;
  • не уделяют внимание физической подготовке и режиму дня.

Чтобы избежать этих ошибок, я настоятельно советую всё же следовать рекомендациям специалистов и регулярно консультироваться с ними. Следует выбирать школу, которая соответствует возможностям и потребностям ребёнка, а также соблюдать баланс между учёбой и отдыхом, не перегружая ребёнка. Также важно уделять внимание физическому развитию и режиму дня дошкольника, чтобы он был готов к школьным нагрузкам.

Какие советы вы можете дать родителям по созданию дома благоприятной учебной атмосферы?

— Важно обеспечить комфортную температуру в помещении (20–24 градуса Цельсия) и оптимальную влажность воздуха (40–60%). Также необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места дошкольника. Особое внимание стоит уделить созданию психологического комфорта и дружелюбия в общении с ребёнком. Кроме того, следует организовать порядок на рабочем месте и систематизировать учебные материалы будущего первоклассника или уже школьника.

Методические рекомендации родителям

Какие методические ресурсы (книги, приложения, занятия) вы рекомендуете для подготовки детей к школе?

— В связи с тем, что я коррекционный педагог, хотела бы отметить моих коллег из Петербурга, работающих в «Социальной школе Каритас». У них есть хорошая библиотека карточек, направленных на адаптацию детей с ОВЗ. Также существуют отличные, по моему мнению, приложения SymboTalk, Spread Signs, «Я говорю».

Какие навыки необходимо развивать у детей в рамках подготовки в школе?

— Стоит отметить, что занятия должны проводиться регулярно, а именно не реже одного-двух раз в неделю. Их длительность должна составлять от 30 минут до 1 часа. При этом нужно и важно не забывать учитывать индивидуальные особенности и интересы ребёнка. Необходимо поддерживать доброжелательную и спокойную атмосферу во время занятий. Занятия для подготовки детей к школе должны быть комплексными. Они могут включать в себя:

  • подготовку руки к письму: рисование, раскрашивание, штриховка, обводка;
  • развитие речи: чтение книг, заучивание стихов и скороговорок, составление рассказов;
  • формирование элементарных математических представлений: счёт предметов, сравнение чисел, решение простых (по возрасту) арифметических задач;
  • развитие логического мышления: игры на поиск закономерностей, головоломки, загадки; знакомство с окружающим миром: изучение времён года, погоды, растений и животных;
  • развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами (мозаика, конструктор и др.).

Не ждите от ребёнка, что он сразу вас поймёт, всё будет делать с первого раза. Каждый ребёнок индивидуален, кому-то для освоение навыков достаточно нескольких занятий, а кому-то гораздо больше. Однако это вовсе не значит, что один ребёнок хуже или лучше другого.

Индивидуальный подход к обучению – ключ к успеху вашего ребёнка

Подготовка детей к школе — это многогранный процесс, требующий внимания, терпения и любви. Особенно важно помнить, что каждый ребёнок уникален, поэтому подход к обучению должен быть индивидуальным. Для детей с особенностями развития необходимо создать такие условия, в которых они смогут раскрыть свой потенциал и почувствовать себя уверенно. Родителям стоит поддерживать инициативы будущих учеников и не бояться обращаться за помощью к специалистам. Совместными усилиями мы можем создать среду, в которой дети с особыми потребностями будут чувствовать себя уверенно и комфортно, развивая свои таланты и способности. Пусть каждый шаг на этом пути будет наполнен оптимизмом, терпением и верой в возможности детей. Вместе мы можем сделать школьные годы своих детей успешными и радостными.

О рекомендациях врача-педиатра по подготовке ребёнка к детскому саду можно прочитать здесь.

Успешная адаптация ребёнка к детскому саду — шаг к здоровому и счастливому детству

Весь цикл статей проекта доступен по хештегу #Спецпроект Сила России.

Фото: ИА «ГОЛОС РЕГИОНОВ» / Александр Погожев, Мария Буланина

Проект реализован на средства гранта Правительства Санкт-Петербурга

Предыдущая новость

Служба в подразделении «Ахмат»: как попасть на СВО добровольцем

Следующая новость

Учёные СКФУ создали робота с встроенным ИИ для работы на заводе

Последние новости

Тёмная
Светлая