В последнее время в России обозначилось противостояние между самокатчиками и пешеходами, и самокатчиками и водителями. Самокатчиков не любят все: пешеходы возмущены тем, что их в прямом смысле слова сбивают на тротуаре «несущиеся сломя голову» граждане на самокатах. Водители же сетуют на то, что люди на самокатах не имеют водительских прав, и не должны находиться на проезжей части наряду с транспортными средствами, так как это аварийноопасно, и зачастую приводит к ДТП.
Депутаты Санкт-Петербурга обратились в Министерство транспорта с предложением приравнять самокаты к транспортным средствам, вести учет двухколесных, выдавать разрешение на вождение лицам ими управляющим, и требовать, как и от водителей автомобилей, достижения определенного возраста и трезвого состояния во время управления самокатом.
Разберем спорную ситуацию, произошедшую в Краснодаре и попавшую на видеорегистратор, между водителем автомобиля и несовершеннолетним самокатчиком с автоэкспертом Антоном Трошановым.
На видео видно, что автомобиль, не сумевший резко затормозить, выезжает на перекресток на желтый сигнал светофора, в эту же минуту, на горящий пешеходам красный, на пешеходном переходе появляется подросток на самокате. Водитель, увидев пешехода и считая, что он будет двигаться медленно, пытается уйти от столкновения и объехать внезапно возникшего человека, меняет траекторию движения. Но так как самокат движется быстрее ожидаемого, то этот маневр как раз и приводит к аварии. Далее ребенок поднимается, и заканчивает переход по пешеходному переходу на другую сторону проезжей части.
Можно ли привлечь к ответственности пешехода, нарушившего ПДД, в данном случае, с учетом, что пешеход несовершеннолетний? Отвечает автоэксперт:
«С учётом возраста пешехода, привлечь к ответственности его нельзя. Но в гражданском порядке водитель автомобиля может попробовать доказать вину пешехода и возместить частично свой ущерб автомобилю, в свою очередь, пешеход может взыскать моральный вред. Так как при ДТП пешеходу причинены морально-нравственные страдания».
Далее на видео водитель видит, что ребенок поднялся самостоятельно и даже успел убежать, сам, не выходя из машины, скрывается с места ДТП.
«Ответственность для водителя предусмотрена статьёй 12.27 КоАП РФ, а именно, лишение права управления сроком на один год», – комментирует Антон Трошанов.
А какая бы ответственность была предусмотрена для водителя автомобиля, если бы он не скрылся с места ДТП?
«Если ребёнку не причинен вред здоровью, то дело по нарушению правил дорожного движения повлекшее вред здоровью было бы прекращено, однако водитель мог быть привлечён к ответственности по статье 12.18 с административным штрафом до двух с половиной тысяч рублей».
Выходит, даже несмотря на то, что по сути виноваты обе стороны, ответственность понесет только автовладелец, действовавший согласно ПДД (до оставления места ДТП). А резвый подросток на самокате в любом случае является потерпевшей стороной, хоть и сам нарушил ПДД.
Избежать подобных аварий можно было бы, приравняв самокаты хотя бы к велосипедам. Чтобы самокатчики, двигающиеся значительно быстрее, чем пешеходы, не «лихачили» на тротуарах, а использовали велосипедные дорожки для своих заездов. И должны были спешиться на пешеходном переходе, а не «лететь» через проезжую часть. А в случае, когда самокат оказывается на дороге, как участник движения, он должен выполнять все требования ПДД, предусмотренные для водителей.
Однако Минтранс отверг инициативу петербургских слуг народа, посчитав, что подобные меры ни к чему не приведут. Ведомство отказало городскому законодательному собранию, и не стало вносить самокаты в ПДД. Ожидаем новых травмоопасных аварий на дорогах, и потасовок на тротуарах с участием самокатов. Благо, скоро зима.