«Метрострой Северной столицы» из-за финансовых проблем, дефицита кадров и управленческого кризиса смог за 8 месяцев 2022 года выполнить только треть от всех запланированных работ. Очевидно, что темпы строительства подземки в Петербурге в ближайшие годы не ускорятся.
О ситуации в «Метрострое Северной столицы» говорится в докладной записке Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) по вопросу бесперебойного строительства метро. Из документа следует, что МССС необходимо дополнительное финансирование для осуществления работ.
По плану на строительство Красносельско-Калининской линии в 2022 году должно было быть произведено работ на 8,89 млрд рублей, однако с начала года МСС исполнила их только на 30% — на 2,682 млрд рублей. Из них были оплачены работы на 1,78 млрд рублей. Задержка связана с дефицитом рабочих и стройматериалов, а также организационными проблемами.
Работы на Лахтинского-Правобережной линии от ст. М. «Спасская» до ст. М. «Большой проспект» за 8 месяцев текущего года тоже выполнены только на 30%. По плану необходимо было выполнить работы на 3,09 млрд рублей. На деле было выполнено работ только на 936 млн рублей. Отставание от плана вызвано дефицитом стройматериалов.
Сотрудники КРТИ уверены, что запустить объекты в 2024 году, как это было предусмотрено планом, получится только при условии расширения полномочий гендиректора. В частности, позволить ему совершать сделки до миллиарда рублей, решить вопрос с авансом лимитов адресной инвестопрограммы и продления сроков работ по госконтрактам.
Специалисты КРТИ подчитали, что для выполнения в срок всех работ, запланированных на 2022-2023 гг. (в число которых входит замена эскалаторов на ст. М. «Чернышевская», которая обойдется в 2,29 млрд рублей), МССС необходимо дать аванс в размере 18 млрд рублей. В данный момент компания вместе с ВТБ прорабатывает возможность получения аванса в размере 5 млрд рублей.
У МССС пока нет долгов по зарплате перед сотрудниками, и, если компания получит аванс, не появится и в дальнейшем. Финансовый комитет пока на это не согласен. Возможно, Контрольно-счетная палата в ближайшее время проверит МСС и КРТИ.
Есть вопросы к компании «Метрострой», которая начала процедуру банкротства в 2021 году. По данным КРТИ, «Метрострой» должен кредиторам 9,5 млрд рублей. При этом стоимость имущества компании составляет 11,4 млрд рублей. Конкурсное производство против «Метростроя» продлено до 23 февраля 2023 года. К этому времени имущество компании должно быть распродано.
Это говорит о том, что у «Метростроя» хватает активов, в то время как «Метрострой Северной столицы», созданный Смольным при участии ВТБ с уставным капиталом 7,1 млрд. рублей может стать безубыточным только в 2028 году. Сейчас МСС не способна выполнить работу в срок.
«Метрострой» мог бы продолжать работать дальше, однако Смольный почему-то решил оставить компанию без заказов и контрактов. Не исключено, что компанию намеренно довели до банкротства из-за конфликта интересов. Из-за этого строительство подземки Петербурга замедлилось.
По данным «Фонтанки», в ближайшее время Смольный может стать единственным владельцем МСС. Банк ВТБ заинтересован в выходе из совместного предприятия. Однако это не помешало Смольному продлить до 2032 года контракт с МССС, хотя компания может не справиться с работой.Судя по всему, не стоит воспринимать всерьез заявление губернатора Александра Беглова построить в течение 40 лет 89 новых станций метро.
Фото: открытые источники