В условиях современной геополитической ситуации сохранение традиционных духовных и нравственных ценностей России имеет особую важность. Наша страна по праву гордится богатой историей, уникальной культурой и огромным потенциалом. Спецпроект «Сила России» был создан для формирования гражданской идентичности и укрепления национальной гордости, популяризации важности семьи и формирования патриотического сознания. Всё это крайне важно для развития сильного, сплочённого общества и национальной культуры. Проект помогает объединить активных граждан и создать основу для развития социально зрелого, патриотичного и здорового общества.
Воспитание детей — сложный и ответственный процесс, требующий не только любви и заботы, но и профессионального подхода. Родители, стремящиеся обеспечить своим детям лучшее, всё чаще приглашают профессиональных нянь, чтобы создать комфортные условия для развития и воспитания. Работа такого специалиста не ограничивается лишь присмотром за ребёнком. Это сложная и многогранная профессия, требующая глубокого понимания детской психологии, умения находить общий язык с малышами и предоставлять им качественный уход.
В рамках проекта «Сила России» профессиональная частная няня Ирина Гурова поделится своими рекомендациями по работе с детьми. Она расскажет о значимости знакомства, методах установления доверительных отношений с ребёнком и родителями, а также о том, как справляться с разными детскими состояниями. Эксперт на основе личного опыта и глубоких знаний даст ценные практические советы, которые помогут родителям и няням наладить гармоничные отношения с детьми и создать настоящую поддерживающую среду для развития ребёнка.
Успех с первых минут: важные моменты при знакомстве няни с ребёнком
Что самое важное при знакомстве с ребёнком?
— В первую очередь лучше всего проводить знакомство с няней в обстановке, знакомой ребёнку, например, у него дома. Важно, чтобы во время первой встречи была обеспечена безопасная и комфортная атмосфера для малыша. Необходимо, чтобы рядом находились взрослые, с которыми он живёт: мама, папа, бабушка и др. Это поможет ребёнку понять, что няня — это знакомый и безопасный человек, друг семьи. Важно не оставлять ребёнка одного с незнакомым человеком в первый же день встречи. Дело в том, что детям требуется время, чтобы привыкнуть к новому лицу. Родителям также нужно учитывать индивидуальные особенности своего дитя: его общительность и открытость. Какие-то дети с лёгкостью останутся с няней уже на следующей встрече, а кому-то ещё понадобится время, когда кто-то из родителей будет также присутствовать дома для большего спокойствия ребёнка и чувства безопасности.
При взаимодействии с детьми необходимо быть деликатным, следить за их настроением и подстраиваться под их уровень общения. Следует избегать чрезмерного натиска, который может их испугать. Постепенно можно вовлекать ребёнка в деятельность через игры, предложить игрушки или рассказать что-то интересное. Проявление искреннего интереса к воспитаннику играет ключевую роль в процессе знакомства.
Практические методы для управления детскими эмоциональными вспышками и способы их избежать
Какие методы воспитания и обучения вы используете в своей работе с детьми? Как вы адаптируете свой стиль воспитания в зависимости от возраста и характера ребёнка?
— Мой принцип взаимодействия с детьми и взрослыми основан на поддержке, вдохновении, сердечности и терпении. Я выступаю за совместное творчество, непосредственность и игровое общение, что отражает гуманистический подход и методы гуманной педагогики. Например, когда речь идёт об уроках и большом количестве заданий, нередко сталкиваюсь с детским сопротивлением. Они часто отказываются выполнять задания не из-за отсутствия интереса, а из-за усталости и перегруженности. В таких случаях я интуитивно внедряю систему перерывов и отдыха с использованием таймеров. Это помогает ребёнку лучше ориентироваться во времени и снижает нагрузку. В процессе внимательно наблюдаю за состоянием воспитанника и, если вижу признаки переутомления, делаю перерывы более частыми. Такой подход устраняет давление, помогая сохранять дисциплину.
Когда нам нужно куда-то идти, и ребёнок поглощён игрой, я стараюсь не прерывать его резко. Заранее предупреждаю, что через 10 минут мы должны будем выйти из дома, предлагаю поставить таймер или напоминаю ближе ко времени выхода. Это помогает ребёнку подготовиться и избежать неожиданностей, которые часто вызывают протест у детей.
Как вы справляетесь с эмоциональными трудностями детей (истерика, крик, плач) и критическими ситуациями?
— Любой процесс конечен. Это означает, что какой бы ни была текущая ситуация, она пройдёт. Понимание этого помогает людям всех возрастов справляться с кризисами в жизни. Жизнь многогранна, и наши состояния могут сильно различаться. В реальности человека, испытывающего только радость и не пережившего других эмоций, не существует. Это ближе к идеализированному образу робота. Поэтому важно признавать все свои чувства и давать им возможность проявиться. Учиться выражать эмоции необходимо экологичными способами, чтобы избежать негативных последствий. Подавленные эмоции, такие как гнев, обида и т. д. со временем могут вырваться наружу, особенно если их много.
Я считаю, что каждый ребёнок должен иметь возможность свободно выражать свои чувства и переживания. Прежде всего это связано с развитием эмоционального интеллекта. Важно, чтобы взрослые понимали причины детских состояний и позволяли детям проживать их в безопасной и поддерживающей среде рядом с близкими. Необходимо обучать детей выражать свои чувства так, чтобы это не причиняло вреда другим. Например, нужно объяснять, что проявление злости через драки — не лучший выход. Говорю ребёнку: «Ты так хочешь сделать, потому что пока не знаешь иных способов». Далее показываю воспитаннику альтернативные методы выражения эмоций и проживаю их вместе с ним.
В своей профессиональной практике использую определённые фразы, методики и инструменты, которые помогают сократить или смягчить детские истерики. Важно моментально реагировать на эмоции ребёнка, давая возможность ему выразить и выговорить свои чувства. То есть чтобы мы не три часа в этой истерике бились, а за 10–15, а иногда и за несколько минут её проживали. Для этого всё проживается в моменте, выражается, высказывается. Как только маленький человек всё это выплёскивает, он быстро возвращается в более приятное эмоциональное состояние, как будто ничего плохого и не происходило.
Я уверена, что плач — это естественный способ снять напряжение. Раньше детей, особенно мальчиков, часто воспитывали с убеждением, что плакать нельзя. Не разделяю этот подход. По моему мнению, слёзы помогают освободиться от накопленных эмоций и прийти в более сбалансированное состояние. Когда мне трудно, я стараюсь восстановить свои силы, чтобы помогать ребёнку справляться с его проблемами. Ведь чем больше у человека внутренней гармонии, тем легче ему справляться с любыми вызовами, будь они во взаимоотношениях с детьми или другими взрослыми. Гармония — это не постоянная радость, а способность признавать и принимать свои различные состояния и понимать их причины.
Недавно родители спросили меня о том, что ожидает их после кризиса трёх и шести лет у детей. Я с долей юмора ответила, что дальше будет просто жизнь. Дело в том, что в своей практике я не ограничиваю кризисы только возрастными рамками, ведь дети могут испытывать спектр эмоций из-за многих изменений, будь то смена обстановки или окружения. Например, для малышей поездки на длинные дистанции, где они как-то ограничены физически, могут быть очень трудными, потому что им для полноценного развития нужно двигаться. Поэтому в дороге важно предусмотреть время для активностей, чтобы избежать стрессовых ситуаций или минимизировать их.
Углубляясь в эту тему, я понимаю многие причины детских истерик. Знаю, когда им нужна помощь. Например, во время длительных поездок важно давать детям возможность двигаться, чтобы снизить уровень стресса. Но если нет такой возможности, не получается создать условия, нужно дать ребёнку прожить истерику, максимально поддерживая его. Можно сказать: «Я так тебе сопереживаю, малыш! Ты так устал, хочешь побегать, попрыгать! Ой, как жаль, что этого сделать сейчас нельзя». Я хочу донести, что ругать за такое поведение не нужно. Это понимание того, что у всего есть своя причина, что разные эмоции имеют место быть — очень важное. На самом деле это облегчает весь процесс проживания детских кризисов и своих собственных.
Какая у вас была самая запоминающаяся ситуация на работе и как вы с ней справились?
— У меня было много разных ситуаций, но на ум пришли две. Первая ситуация показывает, как важно наблюдать за поведением ребёнка, распознавать его потребности и направлять их в правильное русло. Это способствует его развитию. Так, я работала с мальчиком, которому было чуть больше трёх лет. Когда мы выходили на улицу, он начинал кидать камни. Они летели в сторону детей, взрослых или просто в никуда. В такой момент можно было начать его ругать и объяснять, почему этого делать не стоит, что можно причинить боль другим. Но, наблюдая за ним, я заметила, что он кидает и другие предметы. Решила не подавлять его желание, а направить его в безопасное русло.
В то время мы отдыхали на юге и каждый день ходили к морю одной и той же дорогой. По пути находился пустырь, усеянный камнями. Несколько дней подряд останавливались там вместе с ребёнком, и я говорила: «Смотри, здесь можно безопасно бросать камни. Возьми камень и кинь его вперёд». Мальчик с удовольствием занимался этим. Я рассказала ему, почему нельзя кидать камни в людей и вверх, и показала, как весело и безопасно бросать их вперёд. Введя элемент игры, я сделала процесс увлекательным для него. Так, несколько дней подряд мы останавливались у пустыря, и я помогала ему удовлетворить потребность в бросании камней и выплеснуть энергию. И вот спустя какое-то время ребёнок сказал: «Ира, всё, больше не хочу. Мне надоело». Я ответила: «Ну и прекрасно». С тех пор камни больше не летали в людей.
Второй пример из жизни — про чувства. Когда я только начинала работать с детьми, я представляла себя всегда радостной и позитивной, не позволяя показывать другие эмоции. Казалось, что я должна быть постоянно в отличной форме. Но жизнь научила, что невозможно всегда быть радостной. Однажды, после трагических событий накануне, мне предстояло пойти на работу и помочь ребёнку сдать кровь. Это потребовало от меня дополнительных усилий и навыков, чтобы поддержать его.
По возвращении с ребёнком домой из поликлиники я не смогла сдержать слёзы. Потом объяснила ему, что они никак не связаны с ним, и что я просто грустная из-за своих переживаний. Ребёнок, увидев, что я плакала, не растерялся и начал придумывать игры, чтобы поднять мне настроение. Это укрепило наш контакт и напомнило мне, как важно учить детей выражать и понимать свои чувства.
Развитие коммуникативных навыков у детей
Как вы помогаете детям развивать навыки общения и социализации?
— Я обучаю детей прежде всего осознанию самих себя. Помогаю им понимать причины своих эмоций и реакций, а также учу, как важно делиться своими переживаниями с окружающими. Основа успешной коммуникации заключается в умении разобраться в своих чувствах и выразить то, что нравится или не нравится. После этого необходимо понять чувства человека, с которым ты общаешься. Нужно выяснить, чего он хочет и что вызывает его реакции. Это помогает достигать договорённостей.
Например, я учу детей осознавать причины таких эмоций, как обида, злость, грусть и радость. Объясняю, как важно говорить с другими о своих чувствах и последствиях этих эмоций. К примеру, дети спорят из-за игрушки. Один из них злится из-за того, что его машинку взяли без разрешения. Вместо неконструктивных фраз, таких как: «Ты, Вася, дурак, не хочу с тобой играть», стоит сказать: «Вася, я очень злюсь на тебя, потому что ты взял мою машинку без спроса». Так Васе станет понятно, почему Петя злится, и они могут договориться, что в следующий раз надо спрашивать разрешение.
На практике у меня часто возникают подобные ситуации между братьями и сёстрами. Когда они не могут поделить что-то или в общении возникает недопонимание, первая реакция обычно заключается в том, чтобы кричать или замкнуться в себе. Я показываю им, что такие реакции не помогают, а лишь разрушают общение и создают недопонимание. Кричать и драться бесполезно, так как это лишь вызывает обратную негативную реакцию.
Дети учатся выражать своё недовольство словами. Например, один может сказать: «Я недоволен этим», и я отвечаю: «Спасибо, что сказал мне это. Пока ты или твой брат, или сестра не озвучивали это чувство и его причину, мы не могли понять и изменить свою реакцию». Это действительно помогает. Часто делюсь с подопечными личным опытом, показывая, что сама могу испытывать такие эмоции, как злость или радость. Это позволяет детям понять, что выражение чувств важно и безопасно. Ведь благодаря этому их начинают понимать, и они обучаются этому искусству в моём присутствии.
Как вы поддерживаете коммуникацию с родителями и обсуждаете вопросы касательно ребёнка, например, его успехи и проблемы?
— Хотя я поддерживаю достаточно близкие отношения с семьями, в которых работаю, для меня важно помнить, что они мои работодатели. Я придерживаюсь своей зоны ответственности, сохраняя искреннюю атмосферу, не стремлюсь быть подругой. Важно соблюдать границы. Однако мамы знают, что на меня можно положиться, всегда готова поддержать и выслушать. Никогда не осуждаю, а, напротив, стараюсь проявлять понимание и показать, что нахожусь на их стороне. Я всегда защищаю интересы как мамы, так и ребёнка. Даже если между ними возникают трудности.
Родители часто обращаются ко мне за консультациями, даже если не работаю с их ребёнком как няня. Семьи, с которыми я сотрудничаю, знают, что я всегда на связи и готова помочь. В течение дня регулярно отправляю отчёт о ребёнке в виде фото и видео. Мне важно обсуждать как успехи детей, так и трудности, которые он преодолевает. Анализируя причины проблем, делюсь выводами с родителями, акцентируя внимание на поддержке, а не осуждении. Искренне верю, что любую проблему можно решить, а кризисы — это возможности для роста.
Простые шаги для облегчения адаптации ребёнка к новым условиям
Какие советы по адаптации детей к новым условиям вы можете дать? Например, к началу посещения детского сада или школы?
— Чем стабильнее взрослый, тем стабильнее ребёнок. Чем младше ребёнок, тем большее влияние на него оказывает состояние взрослого. В более старшем возрасте включаются другие факторы, но чем спокойнее мама, тем легче ребёнок справляется с новыми трудностями. Я не раз наблюдала, как две разные мамы реагируют на одну стрессовую ситуацию, и что происходит с детьми. Во время какого-то незначительного происшествия первая мама начинает эмоционировать, и сразу же заводится ребёнок. При этом рядом стоит другая мама, которая спокойнее реагирует на ситуацию, и её малыш остаётся более спокойным. Это действительно работает. Ведь дети очень хорошо чувствуют родителей (особенно маму) и значимых взрослых, с которыми они чаще всего взаимодействуют.
Такая же схема работает и с детским садом. Если понимаете, что пора отдавать ребёнка в ДОУ, для начала нужно проработать себя. Чем лучше вы это сделаете, тем легче ребёнку будет адаптироваться. Дайте себе установку: всё в порядке, сыну/дочери будет хорошо в саду. Переживаете вы — это же чувствует ребёнок. Он начинает отражать ваше состояние. Поэтому первое — это фокус на себя и своё состояние.
Второе — много разговаривать с ребёнком. Объясняйте, что сейчас вы дома играете, к нему приходит няня, бабушки, дедушки, а скоро он пойдёт в садик. Там будет много детей, воспитатели, различные игры. Можно делиться своими историями. Рассказать о позитивном опыте: как мама или папа ходили в садик, какие были весёлые истории. Используя этот метод, можно проживать любые сложности. Важно показать, что ребёнок не одинок, ведь и у взрослого был схожий опыт, и что ещё важнее — он с ним справился.
Чем больше родители находятся в контакте с детьми, чем больше создают доверительную обстановку, тем лучше. В ситуации, когда ребёнку будет сложно, он, скорее всего, не замкнётся в себе, а обратится к родителям. Дошкольник/школьник будет знать, что его примут с любыми его состояниями: и с плохим поведением, и с двойками или тройками. С настоящей поддержкой и при правильной коммуникации с близкими намного проще преодолевать все жизненные трудности. Каждый день приносит что-то новое. Детям нужно научиться с этим справляться, а сделать это они смогут только через пример значимого взрослого рядом.
Руководство для родителей: книги и ресурсы для понимания детей и поиска няни
Какие книги и ресурсы вы рекомендуете для родителей, чтобы они лучше понимали своих детей и могли способствовать их развитию по возрасту?
— Я хочу порекомендовать психолога Марию Григорян и её клуб для родителей и взрослых, стремящихся наладить контакт с собой и детьми. Лично мне она в своё время очень помогла, предоставив огромную практическую базу, которую я успешно использую в своей профессиональной деятельности. Также рекомендую обратить внимание на работы психологов Людмилы Петрановской и Екатерины Кес, у которых я нахожу множество ценной информации. Мне также очень импонируют материалы, касающиеся эмоционального интеллекта и навыков коммуникации, предлагаемые писательницей Натальей Ремиш. Особенно хочу отметить её мультфильмы про Миру и Гошу. Считаю, что их стоит смотреть как детям, так и взрослым, поскольку они способствуют развитию навыков общения и эмоционального интеллекта.
Какие ресурсы по поиску няни вы можете посоветовать?
— Я считаю, что лучше всего искать няню по сарафанному радио: через друзей, знакомых. Проще говоря — через людей, которые уже имели опыт работы с какой-то няней и остались довольны. Важно понимать, что ваш опыт может отличаться, даже если у няни есть хорошие отзывы. Тем не менее наличие положительных рекомендаций значительно повышает шансы на успешное сотрудничество. Если среди ваших знакомых нет рекомендаций по няне, то вы можете обратиться в агентства по подбору персонала, а также воспользоваться следующими онлайн-сервисами:
Признаюсь, у меня есть идея создания своей школы профессиональных нянь для тех, кто имеет большое любящее сердце и желание работать с детьми в семьях, как я. Уже есть отличный опыт передачи своих знаний и практических навыков в этой сфере новоиспечённым няням. Буду постепенно двигаться в эту сферу. И пусть любви и поддержки в семьях будет ещё больше.
Качественное время с детьми — залог крепких семейных связей
Что вы можете порекомендовать родителям, чтобы они могли лучше управлять своим временем и уделять достаточно времени детям?
— Качественное время, проведённое с детьми, играет важную роль в их развитии. Что это значит? Можно провести весь день рядом с ребёнком, но при этом не быть с ним на одной волне. Например, находясь в поездке, ребёнок может быть погружен в мультфильмы, а вы — в работу или телефон. Такое время трудно назвать качественным — ребёнок всё время с вами, просит внимания, требует участия, но не получает нужной ему коммуникации. Дети нуждаются в общении, важно, чтобы они чувствовали ваш интерес и заботу.
Качественное время вовсе не означает, что его должно быть много. Даже одного часа в день может быть достаточно. Однако посвятите его ребёнку без каких-либо отвлечений: погуляйте с ним в парке, сыграйте в игры дома, сходите в кино. Выбирайте занятия, исходя из возраста и интересов своего сына или дочери. Это особенно важно, когда в семье появляется второй малыш. Чтобы избежать ревности между детьми, необходимо регулярно уделять внимание каждому из них по отдельности, чтобы они знали, что это их время с мамой или папой.
Современная жизнь взрослых насыщена и динамична, однако очень важно сохранять и укреплять контакт с детьми. Качественное времяпрепровождение, даже небольшое, поможет в этом. Главное — быть полностью вовлечёнными, общаться, делиться историями из своей жизни. В своей практике я замечала, что дети охотно включаются в беседу и начинают делиться своими переживаниями, когда слышат о моём дне. Это отличный способ наладить общение.
Я верю, что мы, взрослые, способны построить с нашими детьми отношения, наполненные теплом, заботой и пониманием. Именно так они смогут передавать этот опыт дальше, своим детям. Да, это путь непростой, особенно если мы сами не имели подобного контакта с родителями. Но каждое событие в нашей жизни — это опыт. Те, кто ищут, обязательно находят. Кто стремится, обязательно достигает. Главное — двигаться вперёд, пусть маленькими шагами. Окружайте себя единомышленниками и поддерживайте себя. И учите этому своих детей.
Родительская забота как путь к счастливому детству
В заключение нашего интервью хочется отметить исключительную важность рекомендаций эксперта. Советы специалиста не только помогают родителям лучше понимать потребности своих детей, но и создают основу для гармоничного и здорового развития маленьких личностей. Воспитание — это процесс, требующий терпения, любви и знания. Профессиональный подход и искреннее участие взрослых в жизни детей могут принести плоды. Помните, что каждый ребёнок уникален, и важно учитывать его индивидуальные особенности. Внимательное и заботливое отношение к малышу, а также следование проверенным методикам воспитания помогут создать благоприятные условия для роста и развития вашего чада. Пусть ваши усилия будут вознаграждены искренними улыбками и счастливыми моментами, которые запомнятся на всю жизнь.
О рекомендациях педагога коррекционной школы по подготовке детей к школе можно прочитать здесь.
Подготовка к школе: как помочь ребёнку адаптироваться и избежать стресса
Весь цикл статей проекта доступен по хештегу #Спецпроект Сила России.
Фото: ИА «ГОЛОС РЕГИОНОВ» / Александр Погожев, Ирина Гурова