Настольная игра «Илтана: боги и духи» затронула чувства верующих ненцев

Настольная игра «Илтана: боги и духи» затронула чувства верующих ненцев

Новая настольная игра «Илтана: боги и духи» стала триггером для ненецкого народа. Жители Севера восприняли инициативу как неуважение к духовному миру КМНС. 

Представители коренных малочисленных народов Севера (КМНС) противостоят продвижению новой культурной инициативы. Настольная игра «Илтана: боги и духи» задела чувства верующих ненцев. Они открыто высказались о неприемлемой форме знакомства с сакральными знаниями народа. Создателей игры обвинили в шовинизме, жалобы появились в социальной сети «ВКонтакте». После множества негативных откликов развлекательное пособие временно перестали использовать.

«У мусульман сожжение корана большой грех, и христиане тоже не играют в своих богов. А кто-то глумится над нашей верой. Это неуважение к духовному миру», – пишет местный житель Геннадий.

Настольная игра «Илтана: боги и духи» реализовалась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив 

Авторами настольной игры стали молодые ямальцы. Они организовали автономную некоммерческую организацию – центр культурных инициатив «Красный Чум». Его директор Оксана Бобрик рассказала нашей редакции о создании проекта и продвижении игры.

«Работа над созданием игры велась более года. В сентябре 2022 года команда проекта выиграла конкурс Президентского Фонда Культурных инициатив в номинации «Культурный код. Проекты по продвижению через культуру и креативные индустрии традиционных духовно-нравственных ценностей». Игра создана на основе книг из краеведческого фонда ГАУ ЯНАО «Национальная библиотека ЯНАО»: книга ненецкого писателя Леонида Алексеевича Лара «Шаманы и боги», «Мифология, фольклор и литература Ямала: хрестоматия 5-7 классы» составители: Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко; «Мифы и предания ненцев Ямала» автор-составитель Л.А. Лар; ответственный редактор Е.Т. Пушкарева и другие», – говорит директор центра.

Также, по словам Оксаны, при создании игры команда разработчиков консультировалась с представителями ямальского научного сообщества, которые специализируются на ненецкой культуре и литературе. Кроме того, вся информация о работе над проектом освещалась в интернет-сообществе общественной организации. В группе были размещены призывы к жителям округа присоединиться к процессу. Так, в ответ поступали сообщения с указаниями на некоторые неточности в отобранных музейных экспонатах или визуальных изображениях. Участники проекта «Илтана: боги и духи» учли замечания и внесли правки в соответствии с ними.

Илтана; боги и духи
Настольная игра: «Илтана: боги и духи»

В итоге получилась замысловатая настольная игра для взрослых и детей старше восьми лет (8+). Её главной миссией стало развитие интереса среди молодежи к изучению культуры и традиций коренных малочисленных народов Севера – ненцев. Красивое игровое поле и специальные карточки созданы по мотивам сакральных знаний, которые передаются из поколения в поколение.

Конечно, в культуре КМНС запрещено с этим играть, тем более детям. Так, в развлекательной форме участникам предлагают следующее: «В настольной игре вы берете на себя роли ненецких шаманов. Вам предстоит выполнить различные просьбы от членов своих племён: находить причины болезней соплеменников, посвящать новых шаманов, провожать души умерших в загробный мир…». 

Илтана. Боги и Духи
Настольная игра: «Илтана: боги и духи»

Презентация настольной игры состоялась в сентябре в Национальной библиотеке Ямала с участием фольклорных творческих коллективов, деятелей науки, культуры и общественников из числа КМНС. Творческая группа получила положительные отклики по проекту и слова благодарности за работу по популяризации национальных культур округа. Мероприятие посетило более 170 человек.

А уже через месяц проект «Илтана: боги и духи» начал набирать отрицательные оценки старейшин КМНС. В том числе негативно оценила игру заслуженный житель Пуровского района ЯНАО, этнограф и историк Ирина Хэно.

«Расистское отношение, зародившееся ещё в период колониального прошлого коренных народов мира, когда оправдывалась «охота на людей» и патерналистская концепция «цивилизаторской миссии» старших белых братьев, казалось, ушли в историческое прошлое … Только теперь создатели, миссионеры нового времени, начали «охоту» на наши духовные скрепы – священные верования. Вот вам и триггер – trigger с английского «спусковой крючок». НаСЛЕДнички, однако!». 

Директор АНО ЦКИ «Красный Чум» Оксана Бобрик рассказала о неожиданной для создателей игры ситуации

Директор АНО ЦКИ «Красный Чум» Оксана Бобрик прокомментировала ситуацию так: «Создатели проекта «Илтана: боги и духи» обескуражены реакцией и сожалеют, что невольно задели чувства представителей коренных народов. Общественная организация ЦКИ «Красный чум» бережно относится к культурному наследию народов Севера и выбрали популярный среди молодежи формат настольной игры для доступного рассказа о культурном достоянии ненецкого народа, получив поддержку представителей ненецкого народа разных возрастов, когда работали над проектом. Положительные отзывы и сейчас поступают от тех, кто уже имел возможность сыграть в игру. Между тем, к сожалению, есть и полярные мнения».

Тем временем общественные деятели ЯНАО обсудили животрепещущий вопрос. Он вошёл в повестку XXXIII съезда ассоциации КМНС «Ямал – Потомкам!». В настоящее время Совет представителей КМНС при главе Пуровского района готовит обращение в Департамент по делам народов Севера ЯНАО. Так, настольная игра: «Илтана: боги и духи» получила разные оценки и всколыхнула общественность ЯНАО.

О том, что компьютерная игра «Genshin Impact» могла стать причиной нападения пятиклассницы на сверстницу с ножом в Химках, мы писали ранее.

Фото: Константин Путятин

Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»