Военное напряжение в акватории Чёрного моря напрямую бьёт по мировой логистике. Страховщики ужесточают условия, а судоходные компании готовятся к блокаде региона.
Стоимость страхования судов, следующих в Чёрное море, вновь резко пошла вверх. Как сообщает Financial Times со ссылкой на страховых брокеров, компании в режиме реального времени пересматривают условия полисов на фоне атак на морские суда.
Теперь суда, направляющиеся в российские и украинские порты Чёрного и Азовского морей, обязаны оформлять дополнительную страховку от военных рисков. Как правило, такие полисы выдаются всего на семь дней, что существенно повышает издержки судовладельцев.
Если ранее андеррайтеры корректировали условия страхования раз в 48 часов, то сейчас проверки проводятся ежедневно.
За последние два дня, по данным источников Financial Times, разница в стоимости военных страховок для российских и украинских портов заметно сократилась. Ранее именно российские гавани считались более дорогими с точки зрения страховых рисков.
Теперь же рынок фактически уравнивает угрозы по обе стороны акватории, что говорит о восприятии Чёрного моря как единой зоны повышенной опасности.
Чёрное море как артерия для пяти стран
Значение Чёрного моря выходит далеко за рамки интересов Москвы и Киева. От стабильного судоходства в этом регионе зависят также Болгария, Грузия, Румыния и Турция. Любые перебои мгновенно отражаются на поставках топлива, зерна и промышленных товаров.
Именно поэтому рост рисков в акватории уже расценивается как угроза региональной экономической безопасности.
Риск полного ухода крупного флота из региона
Эксперты допускают жёсткий сценарий: при дальнейшем обострении страховщики могут частично или полностью отменить покрытие для судов, заходящих в Чёрное море. На практике это будет означать массовый уход крупных международных судоходных компаний.
В регионе останутся лишь перевозчики, связанные с государствами Черноморского бассейна. Однако такие компании располагают крайне ограниченным флотом, неспособным заменить международные перевозки.
«Теневой флот» России не спасет объёмы торговли
Отдельным исключением остается Россия, которая за 3,5 года боевых действий сформировала так называемый «теневой флот». Тем не менее даже этих судов недостаточно, чтобы сохранить нынешние объёмы экспорта и импорта через черноморские порты. В случае дальнейшей эскалации под угрозой окажется не только украинская, но и вся региональная логистика.
Анкара предупреждает об угрозе для всех прибрежных стран
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан публично заявил, что атаки на танкеры в Чёрном море представляют опасность для всех стран региона. Он призвал обе стороны конфликта воздержаться от ударов по гражданским судам.
Заявление прозвучало на фоне жёсткой риторики Москвы. Владимир Путин ранее пригрозил ограничить Украине доступ к морю в ответ на атаки на танкеры, а также предупредил о возможных мерах против судов государств, оказывающих помощь Киеву. Ранее СБУ призналась в подрыве танкеров Kairos и Virat у берегов Турции. Подробнее об этом писали «ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ».
О том, что в правительстве РФ обсуждают радикальные меры по обновлению устаревшего флота, можно прочитать здесь.
Апокалипсис для старых судов: 80% морского флота под угрозой списания
Фото: freepik.com
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»




