Первый в России жестовый мюзикл, адаптированный для глухих и слабослышащих, готовится к показу в конце апреля в Петербурге. Автор идеи проекта Елизавета Фролова поделилась историей его появления.
Жестовый мюзикл «Лорелея. Дева Рейна» заявит о себе в апреле в Санкт-Петербурге. Зрители увидят первый в своём жанре российский театральный проект, адаптированный для глухих и слабослышащих. Коллектив талантливых театральных деятелей смог создать красивый спектакль, понятный для всех слоёв населения. Автор идеи, руководитель и продюсер проекта «Лорелея. Дева Рейна» Елизавета Фролова поделилась с нашей редакцией историей возникновения уникальной работы.
По словам Елизаветы, к этому мюзиклу она шла больше года: «Полтора года назад я основала шоу-коллектив жанра мюзикл «Talany», который за этот короткий срок достиг достаточно быстрого роста. Нас приглашали на такие площадки, как Ледовый дворец, Экспофорум, А2 Green concert, КЗ «Колизей», театры «Чаплин-холл» и «Легенда». Мы регулярно ездим на гастроли в Москву, Сочи, Вологду, Старую Руссу. Кроме того, наш коллектив выпустил 6 музыкальных шоу и 2 мюзикла».
Но все эти достижения для амбициозной Елизаветы не имели реальной художественной ценности. Поэтому на самом старте проекта «Talany», она начала писать грантовые заявки на постановку авторского мюзикла.
«Первый грантовый конкурс, в котором я поучаствовала проходил на фестивале «Таврида. Арт». Тогда я не выиграла, но познакомилась с Екатериной Кононенко, жестовой певицей, сурдопереводчицей, носителем жестового языка. Она на фестивале выступала с жестовым пением. Мне сразу показалось это интересным», – рассказывает Елизавета.
Знакомство с одарённой Екатериной принесло свои плоды. Она, узнав о существовании коллектива «Talany», предложила сделать социальный проект – мюзикл, в котором будут играть люди с разными видами инвалидности.
«Она объясняла мне, что глухие могут петь и танцевать, если из зала им будут показывать ритм, также и слепые могут танцевать, если их будут сопровождать по сцене и колясочники могут петь и танцевать на колясках», – вспоминает Елизавета.
Тогда основатель коллектива «Talany» была не готова к такой ответственности. Но, по словам Елизаветы, сама идея социально-значимого мюзикла не выходила у неё из головы. И жестовое пение самой Кати тоже. Это стало стимулом много думать и писать проекты.
«Моя мечта была в том, чтобы коллектив «Talany» сделал ценный с художественной и социальной точки зрения спектакль, чтобы в России появился отечественный мюзикл с глубоким смыслом и высокой моралью. Потому что сейчас это абсолютно недооцененный жанр, на который не любят ходить театральные критики, потому что считают его поверхностным. А мюзикловые проекты в России в основном – франшизы зарубежных проектов или просто спектакли с подбором существующих песен», – объясняет Елизавета.
Желание изменить ситуацию силами своего коллектива натолкнуло руководителя на интересные мысли: «Тогда у меня родилась идея мюзикла, в котором именно мюзикловые артисты будут сами синхронно переводить все свои слова на жестовый язык. Основной предмет искусства в мюзикле – это музыка, и артисты должны профессионально петь. Я не могла поставить глухих артистов на роли, потому что они не поют. Зато я могла пригласить Катю, чтобы обучить артистов жестовому языку. Поначалу мне казалось, что я безумная. Выучить с артистами целый спектакль на незнакомом для них языке, чтобы это не мешало актерскому мастерству и пению, вплеталось в хореографию и было понятно глухим зрителям – это казалось чем-то на грани фантастики».
Затем начал готовиться материал для спектакля. Для такого проекта было важно написать авторскую музыку и пьесу, чтобы мощный проект не застопорился на этапе приобретения авторских прав и был полностью уникален.
По словам Елизаветы, потребовалось несколько месяцев для формирования команды театрального проекта. С жестовым мюзиклом она подавала заявки на разные грантовые конкурсы на протяжении полугода. Шла неудача за неудачей, но она продолжала пробовать. И, когда почти отчаялась, вышел приказ о победителях грантового конкурса, в котором Елизавета нашла, наконец, свое имя.
«К тому моменту я лишь знала, что буду ставить этот спектакль на коллектив «Talany» и что я хочу делать его с Екатериной Кононенко! Больше в команде на момент победы в конкурсе не было никого. Но коллектив «Talany» на тот момент плотно сотрудничал с режиссером Александрой Кондрашовой: она писала нам сценарии для 6 музыкальных шоу и режиссировала их, а также мы играли у нее в мюзикле «Ех-королевы». Я рассказала ей о победе в гранте и предложила написать пьесу и поставить спектакль», – вспоминает автор проекта.
Александра вдохновилась идеей, согласилась работать вместе и в мае 2022 года уже втроем девушки начали формировать всю команду. Хореограф-постановщик Денис Айзин каким-то чудом присоединился к коллективу сам. Елизавета выложила пост о победе в конкурсе, и он в комментариях спросил, нужен ли хореограф. Так и попал в команду.
Труднее всего, по словам Елизаветы, было найти композитора. Изначально начали работу с одним человеком, но ему потребовалась помощь мелодиста. В октябре пригласили в команду Анну Орлову, которая впоследствии стала полноценным композитором и музыкальным руководителем мюзикла.
Набирать каст артистов помогала режиссер Александра Кондрашова.
«Она принесла мне сценарную заявку с 14 действующими лицами, три из которых мужские. Я поняла, что это уже не будет самостоятельный проект коллектива «Talany», и мы провели открытый кастинг, по которому в январе 2023 года сформировали команду артистов», – рассказывает Елизавета.
Позднее автор идеи создала административную команду. До последнего Елизавета была уверена, что сделает всё сама. Но когда в январе, помимо первого гранта, появился крупный спонсор и несколько больших партнеров, а общий бюджет проекта приблизился к 10 млн рублей, она поняла, что недооценила помощь, которая необходима в организации.
«Тогда я привлекла бухгалтера, ассистента режиссера, второго продюсера, двух контент-мейкеров, двух маркетологов, PR-агентство, дизайнера и фандрайзера. Это до меня, конечно, поздно дошло, но в следующих проектах я сразу буду знать важность не только творческой, но и административной команды», – говорит Елизавета.
Идею спектакля предложила драматург и режиссер-постановщик Александра Кондрашова. Она вдохновилась легендой о Лорелее и создала свою авторскую интерпретацию истории: «Изначально, задумавшись о сюжете, я решила выбрать знакомую людям историю, и в голову пришла идея о сказке «Русалочка» Г. Х. Андерсена. Жертвенность и сила воли героини, ее познание другого мира тактильно и визуально, но не вербально – все это очень цепляло! Но я решила изучить откуда же берет свое начало «Русалочка». Так и была найдена легенда о прекрасной Лорелее и множество ее авторских интерпретаций. Мы сделали свою! И в нашей истории мы тоже говорим о любви, но, на мой взгляд, самой ценной в жизни каждого человека – о любви в семье, о самых крепких, но порой сложных отношениях».
Работа над уникальным жестовым мюзиклом находится на завершающем этапе. В конце апреля первые зрители смогут увидеть проект. Автор Елизавета Фролова обещает, что после премьерных показов в Санкт-Петербурге коллектив начнёт гастролировать, чтобы во всей России люди смогли насладиться его красотой.
«Мы считаем, что глухие и слабослышащие со всей страны должны увидеть этот спектакль. Все ценители театра должны посмотреть эту сенсационную постановку, меняющую мир мюзикла и музыкального театра. Мы должны понимать, что мюзикл «Лорелея. Дева Рейна» действительно задает новую точку отсчета в музыкальном театре. Глухой зритель может прийти в музыкальный театр наравне со слышащим, понимать смысл, смотреть музыку, социализироваться, получать эстетическое удовольствие – это невероятное событие для нашей страны. И это делаем мы – свежая, профессиональная, искренняя команда с горящими от восхищения своей работой глазами».
О рассказе балерины Мариинского театра Эльмиры Багаутдиновой, которая считает важным сохранить уникальную школу «Хореографии», мы писали ранее.
Фото: Елизавета Фролова