«Чудеса» скульптурного творения возникают не только перед крупными музеями, такими как Санкт-Петербургский Эрмитаж, во дворе которого не так давно красовалось «гигантское мифическое чудовище из космоса», мягко сказать, недооцененное зрителями.
На Фонтанной площади провинциальной Пензы появилась бронзовая статуя кентавра с раскинутыми руками и квадратным отверстием вместо груди и живота человеческой части, а лицо «творения» неестественно развернуто на 180 градусов к телу животного.
Жители Пензы не смогли в полной мере прочувствовать замысел автора, и задались вопросом: что обозначает сей предмет культуры, или чему он посвящён?
Большинство не поняло, в чем смысл инсталляции. К односложным «бордюрозавр», «издевательство», «хлам» и «убожество», стали выдвигаться более распространенные версии. Например, что скульптура говорит о том, какие широкие возможности в Пензе, и не стоит пахать, как конь, потому что в итоге все равно будет дырка. Или что изваяние весьма символично для региона: подобно мифическому Данко, который вынул сердце из груди, чтобы осветить людям путь во тьме, этот – вынул оттуда бордюр, что бы показать главную ценность этого города! Или то, что по замыслу автора скульптура имеет улыбку Гагарина, дырка символизирует открытую душу, а тело человека направлено к телу животного, чтобы подчеркнуть слияние животного с человеком. Или, что это портал в бордюрное царство, а для того, чтобы в него попасть, необходимо дополнить скульптуру бордюром, а тот, кто это сделает, будет счастлив.
Появились предположения, что это подставка для цветов, чей-то забытый мангал, приспособление для сатанинских ритуалов, бордюрная матрица. Не обошлось и без шуток, что Пенза – законодатель столичной моды, имея ввиду непрерывную замену бордюров в Москве.
Жители Пензы сошлись во мнении, что данный экземпляр перфекционизма следует убрать, желательно туда, где его никто не увидит, спрятать подальше. И даже начали сбор подписей за демонтаж чудо-творения местного скульптора Юрия Ткаченко. Кстати, вот как сам автор комментирует свое творчество:
«Это так называемая контактная скульптура, которую можно трогать, фотографироваться с ней. И если человек захочет сесть на спину Кентавру, то он увидит его распахнутые объятия и улыбку, а не спину. Он повернулся лицом к всаднику».
Да, художника легко обидеть, но и сами творцы подобных произведений могли бы создавать более понятные простому, не наделенному столь бурной фантазией, обывателю вещи. Так сказать, поближе к народу.