Тёмная
Светлая
Сегодня: 09.10.2025

Загадочный Су-75: истребитель «Шах и Мат» выходит из тени

Появление снимков Су-75 Checkmate стало большим событием в сфере авиастроения. Но пока нет официальных подтверждений, полётных видео и данных о программе испытаний, говорить о реальном прорыве преждевременно.

Появление предполагаемых фотографий российского истребителя пятого поколения Су-75 Checkmate («Шах и Мат») вызвало настоящий ажиотаж среди любителей военной авиации и профессионального сообщества. Снимки, на которых якобы запечатлён Су-75, облетели соцсети и специализированные форумы. О них рассуждает западная пресса. В частности, об этом пишет обозреватель американского издания National Security Journal (NSJ) Рубен Джонсон. По версии источников, фото сделано на взлётно-посадочной полосе Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КНААПО) — ключевого предприятия Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).

Однако появление снимков породило больше вопросов, чем ответов.

Что известно о Су-75

Впервые проект Су-75 был представлен в 2021 году на авиасалоне МАКС-2021. Тогда «Шах и Мат» позиционировался как лёгкий одномоторный истребитель пятого поколения. То есть более доступная альтернатива тяжёлому Су-57. Основная идея заключалась в экспортной направленности проекта. Россия предлагала странам-партнёрам участвовать в разработке и производстве самолёта.

С технической точки зрения Checkmate задумывался как унифицированная версия Су-57, использующая наработанные технологии: двигатель АЛ-41Ф1, радиопоглощающее покрытие, радар с АФАР, современные авионику и внутренние отсеки вооружения. При этом самолёт должен был иметь взлётную массу около 18 тонн, скорость до 2400 км/ч и боевую нагрузку до 7,4 тонны.

По сути, Су-75 задумывался как «Су-57 для бедных» за $30 млн — аналог американского F-35A, но в более дешёвом исполнении.

Почему проект застопорился

Несмотря на амбициозную презентацию и мощную рекламную кампанию, к концу 2022 года стало очевидно, что проект столкнулся с рядом трудностей.

  1. Финансирование и санкции. После 2022 года западные санкции ограничили доступ российских предприятий к иностранным компонентам и инвестициям. Потенциальные партнёры — прежде всего страны Азии и Ближнего Востока — опасаются вторичных санкций и не готовы участвовать в совместных программах.
  2. Производственные ресурсы. Оборонная промышленность России сегодня перегружена — приоритет отдан серийному производству Су-34М, Су-35С, Су-30СМ2 и Су-57. На фоне боевых действий на Украине возможности для масштабных НИОКР сильно ограничены.
  3. Дефицит кадров. По оценкам экспертов, отрасль испытывает острую нехватку квалифицированных инженеров и производственных специалистов, а переобучение и привлечение новых кадров требует времени.
  4. Вопросы приоритетов. В условиях боевых действий и акцента на развитие беспилотных систем пилотируемая авиация, особенно новые проекты, перешла на второй план.

Фотографии: доказательство или постановка?

Новые снимки, появившиеся осенью 2025 года, вызвали настоящий переполох. На них видно, как самолёт, внешне напоминающий Су-75, находится на аэродроме КНААПО. Однако достоверность изображений вызывает сомнения.

При детальном рассмотрении фото пользователи отметили следы возможной цифровой обработки — ретушь объектов на горизонте и «замазанные» участки в зоне ангара. Это может свидетельствовать как о попытке скрыть конфиденциальные детали, так и о банальной подделке.

Тем не менее, если предположить, что изображённый самолёт реален, то речь идёт о первом из двух опытных образцов, строительство которых планировалось завершить до конца 2025 года.

Белорусский след

На фоне санкций и загрузки российских заводов всё чаще обсуждается возможность подключения Белоруссии к проекту Су-75. Об этом сообщил медиаресурс «Техносфера. Россия». Формально Минск обладает инженерным потенциалом, но промышленность страны десятилетиями страдала от недофинансирования. Чтобы организовать производство современных боевых самолётов, потребуются значительные вложения. Фактически получится «создание инструментов для создания инструментов».

С политической точки зрения союзный проект мог бы стать символом интеграции оборонных отраслей России и Белоруссии. Но в практическом плане его реализация остаётся под вопросом.

Су-75 в контексте современной войны

Сегодня, когда на поле боя господствуют беспилотники, многие поспешили списать пилотируемую авиацию. Российский опыт в зоне спецоперации показывает: самолёты остаются незаменимым инструментом огневого воздействия и разведки. Су-34, Су-35С, Су-57 активно применяются, хотя и с учётом новых ограничений ПВО.

В этом контексте появление однодвигательного, более дешёвого и массового самолёта вроде Су-75 выглядит логичным шагом. Однако пока это скорее долгосрочная перспектива, чем реальный план.

Реальность и перспективы

Даже если прототип Су-75 существует и проходит первые лётные испытания, до серийного производства — не менее пяти лет. Так считают специалисты. С учётом текущего состояния отрасли появление самолёта в войсках до 2030 года маловероятно.

Проект Checkmate по-прежнему важен как демонстрация технологического задела и амбиций российской авиапромышленности, но на данном этапе он остаётся скорее стратегическим символом, чем практическим решением для ВКС РФ.

Ранее «Ростех»  выпустил промо-ролик о СУ-75 Checkmate.  О технических изменениях, что у истребителя изменились хвостовая часть, закрылок и рули направления, уменьшилась его заметность для радиолокационных средств обнаружения, писали «ВОЕННЫЕ СТРАНИЦЫ».

О производстве в США новейшего истребителя шестого поколения F-47, можно узнать здесь.

Фото и видео: «Ростех»

Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»

НОВОСТИ «ГОЛОС РЕГИОНОВ»

Предыдущая новость

Дело предпринимателя Андрея Горшкова: когда за экономику сажают под стражу

Последние новости

Тёмная
Светлая