На сегодняшний момент вопрос участия детей во всевозможных нелегальных группах или каких-то движениях в социальных сетях и интернет-пространстве стоит достаточно остро. И дело даже не в том, что дети-школьники могут нанести вред школе, прийти с оружием или даже с взрывными устройствами.
Проблема кроется намного глубже; сегодня у нас огромное количество детей с неблагополучной жизнью, которых никто не поддерживает, ни семья, ни школа. И благодаря сомнительным сообществам дети и подростки ищут возможность для общения и самореализации. И в подобных условиях школа и учителя становятся «соучастниками» преступления против ребенка. Вот только ребенок – уже не жертва, а преступник, который по недосмотру и недомыслию может нанести вред и себе и окружающим.
На прошлой неделе власти прямой наводкой из Смольного разослали по школам Санкт-Петербурга требование к педагогам выявлять «экстремистов» среди учащихся. Даже предоставили некий алгоритм мониторинга, что вызвало весьма неоднозначную реакцию у учителей.
Теперь учителя будут не просто учить, но и искать на страницах школьников похабные слова и комментарии. Под «правила» попали и те, кто «причисляет себя» к футбольным хулиганам и сатанистам. ЛГБТ-пропаганда и малейший намек на символику меньшинств также вне закона, поэтому своевременный «тук-тук» от учителя должен поступить в письменной форме на имя директора без промедлений.
Наша редакция связалась с педагогами, которые отреагировали на подобное требование по-разному. Так, преподаватель математики среднего и старшего школьного возраста Борис Аркадьевич из Санкт-Петербурга ответил нашей редакции из серии «за что боролись»:
«Так, а что удивляться, что “Смольный обязал учителей “стучать”? Всё абсолютно логично и закономерно. Власть в стране с октября 1917 года захвачена чекистами, и “стучать”, “мочить в сортире”, взрывать дома, расстреливать на Замоскворецком мосту, травить “Новичком” и т.д. вполне в их стиле. Учителя жалуются? Странно. А не они ли “поправляли” Конституцию, “обнуляли” Самозванца и пр. пр. в своих “школах-избиркомах”? Так что, мы идём верной дорогой: стучите, господа учителя, стучите».
На наш вопрос, хочет ли педагог со столь нетолерантным отношением к системе образования и власти мнением остаться анонимом Борис ответил категорическим отказом:
«Можно и не анонимно. Я чекистов не боюсь. Меня им нечем шантажировать: у меня нет ни родных, ни имущества в этой стране».
А вот школьный психолог Анастасия Александровна попыталась разбираться в проблеме сейчас, а не копаясь в далеком 1917-ом году, хотя в словах учителя математики очень много глубокой истины с которой власти и проверяющие явно не согласятся:
«Искренне считаю, что взваливать подобный контроль на педагогов как минимум неэтично и неправильно. В современной Системе педагоги, итак, погрязли в рутине из всевозможных бумаг и отписок по бумагам, на которые нужно составить еще несколько отчетов, чтобы все сошлось.
Какая там работа с учеником? Некогда – бумаги заменили общение. Сегодня характеристика и анкета на ребенка намного важнее его психологического комфорта и состояния знаний, про которые элементарно некогда спросить, ведь кругом цифры, отчеты, ВПР, ЕГЭ, ОГЭ и прочие «ГЭ», которые скоро совсем разучат наших детей думать и анализировать. «Галочку» поставить можно «натаскать», а для этого можно иметь эмоциональный фон зубочистки. При этом неважно в каких социальных сетях ты можешь при этом состоять будь то группа самоубийц или поклонников вышивания крестиком.
И уж если говорить о тотальном контроле социальных сетей детей, создавайте уже комитет при комитете, который будет заниматься контролем и писать докладные по поводу и без. Опять же рабочие места, да и бумажек для отчетности хватит с лихвой, только дайте учителям учить и воспитывать. Верните психологов на полные ставки, чтобы работать с детьми, а не ставить галочки для отчетности. Воссоздайте и модернизируйте работу социальных педагогов».
Социальный педагог из Московского района Людмила Николаевна попыталась напомнить не про обязанности педагогов (которых на сегодняшний день предостаточно, а прав никаких), а вспомнить, что у детей есть родители, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в контроле собственных детей:
«Нужно не заставлять учителей следить за детьми, а учить родителей быть родителями. Почему для того, чтобы сесть за руль автомобиля, необходимо пройти определенные курсы, выполнить определенные действия, сдать экзамен, а родить ребенка можно как котенка или щенка, и не нужно обладать навыками воспитания. Собственное обучение родители могут закончить и с 3 класса, родить ребенка, и потом во всеуслышание кричать, что школа во всем виновата. А то, что, собственно говоря, сам родитель обязан нести ответственность за действия своего ребенка быстро забывается. Школа может и должна выступать в качестве советчика, наставника, помощника, а уж никак не в качестве «цербера», который обязан выслеживать и стучать. По мне так нужно уже проводить на базе школ подобные курсы для мам и пап на постоянной основе. «Учитесь быть родителями», а не требовать от школ, садов и институтов результата по воспитанию и контролю, которого вы не хотите или не можете дать».
Понятно, что если подобные меры вступят в силу ни к чему хорошему это не приведет: обязанность педагога к «официальной функции слежения» будет вызывать в детях не просто нелюбовь, а просто ненависть, ужиться с которой ни одним, ни другим будет невозможно. Непонятно только, почему именно школа несет полнейшую ответственность за все действия и недействия ребенка: ребенок покурил на лестнице в своем подъезде – виновата школа, не привели социальную работу, ребенок выпил на лестнице в подъезде – виновата школа, не привели социальную работу, и так далее.
Ответственность детей (и уж тем более родителей) сведены к нулю, а у педагогов при этом абсолютно «связаны» руки, подкрепленные договором по «оказанию услуг». Услуг! Учитель приравнен к обслуживающему персоналу, который только всем и каждому должен. А родители работают, они зарабатывают деньги на услугу, которую школа официально заключает с родителями по договору.
Напоминать про то, что в советское и постсоветское время Учитель – это было призвание и почетная должность, некому, да и незачем. Само государство привело систему образования к такой форме взаимодействия, с услугами и надзирателями в лице всемдолжных педагогов. Страшно все это. Берегите своих детей, и не забывайте, что чему бы детей ни учили в школе – они все равно будут похожи на Вас.