Проект «Вместе сильнее» представляет собой цикл информационно-публицистических материалов, направленных на решение социальных проблем и формирование здорового общества. Основная цель — привлечение внимания широкой аудитории к актуальным вопросам социальных взаимодействий, здорового образа жизни и устойчивого развития общества. В современном мире, где каждый день приносит новые вызовы и сложности, важно не только осознавать существующие проблемы, но и активно работать над их преодолением.
Буллинг в подростковой среде представляет собой тревожное явление, которое оказывает разрушительное воздействие на личность и эмоциональное состояние несовершеннолетних. Каждый день сотни школьников сталкиваются с агрессией, насмешками и унижениями. Всё это может стать причиной глубоких психологических травм, влияющих на самооценку и социальные навыки ребёнка, а также его уверенность в себе. Так почему одни становятся жертвами буллинга, а другие — нет? Какие признаки могут указывать на то, что ваш ребёнок подвергается издевательствам? Как предотвратить травлю? Эти вопросы волнуют каждого осознанного родителя.
В рамках проекта «Вместе сильнее» опытный психолог Ольга Грин поможет взрослым глубже разобраться в проблеме подросткового буллинга. Эксперт подробно расскажет, что это за явление, каковы причины его возникновения и кто может стать потенциальной жертвой. Кроме того, родители и педагоги получат практические советы, которые помогут тактично узнать, подвергается ли травле ребёнок.
Как распознать буллинг: практические советы для родителей и педагогов
Расскажите, пожалуйста, о своей профессиональной деятельности и опыте работе с детьми, подростками и их родителями
— Психология для меня — дело жизни. Моя большая цель — счастливые люди, которые ценностно относятся к себе, окружающим и миру в целом. С 2015 по 2018 год я работала в Центре социальной помощи семье и детям «Аист» Пушкинского района Петербурга. В силу специфики своей деятельности проводила диагностики и консультации как для несовершеннолетних, так и для их родителей. Также в центре я работала на дневном отделении для подростков, проводила групповые мероприятия. Например, используя методику арт-терапии, помогала детям посредством творчества проработать различные эмоциональные состояния.
С 2018 года работаю в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского района Петербурга. От центра провожу диагностики и консультации в школах Павловска, а также участвовала в тематических мероприятиях для родителей. Особая гордость — ежегодное мероприятие «Крепкая семья», которое собирает высокую, практически стопроцентную посещаемость, и включает тренинги для семей.
Кроме того, я занимаюсь профилактической деятельностью, включая «Лабораторию профессий», помогая подросткам найти свои сильные стороны. В целом психологическое консультирование — моя любимая часть работы, так как позволяет применять индивидуальный подход и видеть положительные результаты — снижение тревожности и повышение уверенности у детей.
Психологические аспекты буллинга у подростков
Что такое буллинг и какие его основные формы существуют?
— Буллинг — это агрессивное поведение, которое направлено на причинение вреда или дискомфорта другому человеку. Причём действие носит систематический характер. Он часто сопровождается неравенством сил, где нападающая сторона использует своё преимущество, превосходство для подавления жертвы. В роли агрессора может выступать как один человек, так и группа людей. Буллинг может проявляться в различных формах, и каждая из них оказывает колоссальное влияние на психоэмоциональное состояние жертвы или пострадавшего.
- Физический буллинг. Это очень явная форма проявления агрессивного поведения. Она может сопровождаться ударами, толчками, щипками, пинками. Здесь имеет место порча имущества.
- Вербальный вид буллинга. Сюда входят различные обзывательства, оскорбления, унижения. Слова могут быть сказаны напрямую или написаны. Например, надписи на стенах в туалетах, в записках, которые подбрасываются ребёнку, подростку, которого подавляют.
- Социальный буллинг — это вытеснение из коллектива, молчаливый бойкот, выставление условий, через которые возможна «дружба» с агрессором.
- В последние годы набрал колоссальные обороты ещё один вид буллинга — кибербуллинг. Через нажатие одной кнопки в травлю может быть вовлечено огромное количество людей: СМС-сообщения, тайно сделанные и разосланные среди большой группы людей фотографии. Это очень опасный вид агрессивного поведения с вовлечением огромного количества человек, не только учащихся определённого образовательного учреждения, но и учащихся района, города и так далее.
И физический, и вербальный, и социальный буллинг — это, конечно, давно известные виды такого агрессивного поведения. Здесь можно вспомнить советский фильм Ролана Быкова 1983 года «Чучело», где ярко продемонстрированы все виды буллинга. Каждая из вышеуказанных форм агрессивного поведения наносит серьёзный психоэмоциональный вред ребёнку, подростку. У жертвы появляется чувство беспомощности, тревожности, депрессивные состояния. Важно понимать и распознавать виды буллинга, т. к. это является первым шагом к предотвращению и эффективному решению возникшей проблемы.
Каковы основные причины возникновения буллинга в подростковой среде?
— Буллинг в подростковой среде — это очень сложное явление, которое имеет в своей основе целый комплекс причин. Мы затронем основные. Для того чтобы разобраться в вопросе, вспомним, что поведение каждого человека продиктовано удовлетворением его потребностей, зачастую неосознанных. У подростка наиболее значимой может быть потребность в своей значимости, во внимании. Таким образом, агрессивные модели поведения выступают лишь инструментом для их удовлетворения. Чаще всего ребёнок обучается таким деструктивным моделям поведения дома. Ведь именно здесь он учится, как относиться к себе и другим людям. Поэтому способы воспитания детей имеют огромное значение.
Дело в том, что нередко несовершеннолетний может выступать в семье жертвой насилия или быть свидетелем насилия среди других родных. Всё это может способствовать его даже неосознанному агрессивному поведению. Однако стоит отметить, что далеко не каждый такой ребёнок будет проявлять себя подобным образом в социуме. Здесь подключается ещё одна причина — физиологические черты и набор качеств, с которым родился человек.
Кроме того, буллинг, в общем-то, как и любая другая модель поведения, может быть заразным. Поэтому нередко сверстники и не только могут легко примкнуть к зачинщику травли. Огромную роль в проявлении такой агрессии играет медиапространство, а именно контент, который поглощает ребёнок (фильмы, телепередачи и др.). Важно подчеркнуть, что буллинг — это не локальная проблема индивидов, отдельных людей. Это отражение более широких социальных процессов.
Кто чаще всего становится жертвами буллинга?
— Жертвами буллинга могут стать дети с отличительными внешними признаками, необычными хобби или высокой успеваемостью — из-за зависти. Подростки, склонные к социальной изоляции и имеющие заниженную самооценку, также находятся в зоне риска, так как агрессоры видят в них лёгкую цель. Подростки из этнических или религиозных меньшинств также подвержены буллингу. Для предотвращения этих проблем важна работа родителей, учителей и школьных психологов. В качестве одного из ярких примеров можно привести очень провокационный, неоднозначный фильм Ларса фон Триера «Догвилль». В кинокартине очень глубоко показано, как доброта и неуверенность провоцируют у окружения агрессию, злость, желание использовать.
Признаки буллинга в подростковой среде: сигналы, которые нельзя игнорировать
Какие признаки могут указывать на то, что подросток подвергается буллингу?
— Безусловно, буллинг — это та проблема, которая оказывает именно длительное негативное влияние на психоэмоциональное состояние и физическое здоровье подростка. Мы обозначим основные маркеры, которые могут указывать на то, что несовершеннолетний сталкивается с травлей.
Первое — изменение в эмоциональном состоянии подростка. Допустим, он склонен к проявлению тревожного поведения, и вдруг тревога стала зашкаливать, или, наоборот, появилась чрезмерная замкнутость. Обращаем внимание именно на несвойственное состояние подростка, любые резкие изменения поведения.
Определённым маркером того, что буллинг имеет место, могут служить проблемы с учёбой:
- внезапное снижение успеваемости;
- пропуски занятий;
- внезапный страх перед школой (ребёнок твердит: я не хочу туда идти, не пойду ни за что, а также придумывает различные отговорки).
Следующий маркер — социальная изоляция. Например, по вечерам подросток обычно гулял с друзьями и вдруг замкнулся; присутствовал на семейном ужине всегда, потому что это традиция в семье, и резко перестал, якобы не голоден. В школе жертва буллинга может перестать общаться с одноклассниками. Также свойственны ухудшения физического здоровья без видимой причины. Не болеет, нет температуры, и ни с того ни с сего начинаются жалобы на головные боли, боли в животе. Это также определённый маркер, и здесь значимым взрослым не нужно просто отмахиваться, следует наблюдать.
Личные вещи подростка, также могут сигнализировать о том, что он подвергается буллингу. Здесь смогут помочь родители своим любящим вниманием. Если вдруг кофточка или джемпер, платье, брюки порваны и испачканы, жвачка наклеена, или начинают пропадать какие-то школьные принадлежности и т. д. Всё может свидетельствовать о проявлении буллинга в отношении ребёнка.
Физическое состояние подростка — ещё один маркер травли. В результате буллинга у него могут появиться синяки, ссадины, укусы, царапины и т. д. Поэтому родителю очень важно бережно, аккуратно, без досмотра, экологично, не нарушая личных границ, замечать в каком состоянии тело сына/дочери. Внимательное отношение к перечисленным маркерам поможет вовремя заметить, если в адрес подростка осуществляется буллинг, и начать принимать меры по его прекращению.
Какую роль играют социальные сети и интернет в распространении буллинга?
— На сегодняшний день социальные сети и Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни, предлагая огромные возможности для общения, обучения и обмена информацией. Однако у этого явления есть и негативная сторона. Цифровые платформы становятся новыми аренами для буллинга. Здесь появляется новое явление — цифровая личность. Агрессоры и буллеры, скрываясь за анонимными цифровыми аватарами, могут проявлять агрессивное поведение без последствий. Это создаёт серьёзные проблемы, поскольку анонимность снижает их ответственность за свои действия. В реальной жизни, если подросток проявляет агрессию к другому, реакция со стороны окружающих, включая сверстников, учителей и родителей, следует сразу. В цифровом мире всё иначе. Безнаказанность, к сожалению, порождает у буллеров желание продолжать действовать в том же ключе.
Такое поведение может привести к более жестоким и частым нападкам, так как в Сети и соцсетях буллинг практически не имеет ни временных, ни пространственных ограничений. Оскорбления и унижения, которые совершают буллеры, могут быстро распространяться. Одно нажатие кнопки с оскорбительным сообщением в адрес жертвы может привести к тому, что широкая аудитория узнает о негативных комментариях и мнениях или даже увидит неприглядные фотографии. Это крайне печально. Таким образом, социальные сети и Интернет играют значительную роль в распространении буллинга. Необходимы адекватные меры контроля, информационная защита и обеспечение безопасности подростков.
Буллинг среди подростков: социальная проблема, требующая внимания и поддержки каждого
В заключение стоит отметить, что проблема буллинга в подростковой среде требует пристального внимания и активного участия родителей и педагогов. Внести свой вклад в создание безопасной и поддерживающей обстановки для подрастающего поколения может каждый. Помощь и понимание значимых взрослых играют ключевую роль в преодолении трудностей, возникших у детей, столкнувшихся с травлей. Важно донести до ребёнка, что его ценность не определяется мнением обидчиков. В настоящее время современному обществу необходимо работать над формированием культуры доброты и взаимоуважения. Образовательные программы, тренинги и открытые диалоги о проблеме буллинга помогут создать более гармоничное и безопасное пространство для каждого подростка. Не оставайтесь в стороне — вместе мы можем сделать мир лучше и справедливее для всех.
О том, как как распознать первые признаки домашнего насилия и найти в себе силы обратиться за помощью, можно прочитать здесь.
Весь цикл статей проекта доступен по хештегу #Спецпроект Вместе сильнее.
Фото: ИА «ГОЛОС РЕГИОНОВ» / Александр Погожев, Ольга Грин