Россия увеличит расходы на строительство зарубежной инфраструктуры для поддержки экспорта в 13 раз. Москва делает ставку на Африку, Азию и Ближний Восток, чтобы укрепить позиции отечественного бизнеса за рубежом.
В 2028 году Россия направит 10,5 миллиарда рублей на строительство промышленных зон и логистических центров за рубежом — в 13 раз больше, чем в 2025 году. Об этом свидетельствуют материалы к проекту федерального бюджета, с которыми ознакомились «Известия».
Расширение географии экспортной инфраструктуры должно повысить валютную выручку, укрепить конкурентоспособность российской продукции и снизить зависимость экономики от внешних шоков.
Ставка на несырьевой экспорт
С 2025 года в России реализуется федеральный проект «Создание зарубежной инфраструктуры», призванный поддержать отечественных экспортеров. Он предусматривает строительство транспортно-логистических центров и промышленных зон в странах Азии, Африки, Ближнего Востока и СНГ. Главная цель — обеспечить компаниям удобные площадки для выхода на новые рынки и оптимизировать поставки.
Бюджет проекта растёт стремительно. В 2026 году на него планируется выделить 2 миллиарда рублей, в 2027-м — около 1 млрд, а к 2028 году расходы возрастут до 10,5 млрд. Основная часть средств — около 7 млрд — пойдёт на компенсацию логистических затрат операторов, работающих на приоритетных маршрутах. Ещё 4 млрд направят на поддержку российских компаний, строящих инфраструктуру за рубежом, а 4,5 млрд — ВЭБ.РФ на развитие промышленной зоны в Суэцком канале в Египте.
География экспансии: от Суэца до Душанбе
Пока наиболее продвинутым проектом остается Российская промышленная зона (РПЗ) в Египте. В 2025 году Москва и Каир завершили переговоры, и к 2030-му там должны заработать первые предприятия. Площадка в районе Айн-Сохна (50 гектаров, аренда на 49 лет) предоставит компаниям-резидентам налоговые льготы. Приоритетные отрасли — фармацевтика, химия, сельское хозяйство, автомобилестроение и машиностроение.
В перспективе Россия намерена расширить присутствие в других странах. После 2027 года планируется рассмотреть возможность создания логистического хаба в Иране, а также индустриальной зоны в Таджикистане, где межправительственное соглашение уже подписано. Обсуждается и вариант площадки в ОАЭ, а Алжир может стать опорной точкой для продвижения российских компаний в Африке.
По данным Минпромторга, к 2030 году планируется построить 13 объектов зарубежной инфраструктуры, однако конкретный перечень стран пока не раскрывается. В числе приоритетных направлений фигурируют Китай, Бразилия, Турция, Азербайджан, Узбекистан и Венесуэла — всего 26 «опорных» стран.
Новая логика внешнеэкономической политики
Эксперты отмечают, что рост финансирования экспортной инфраструктуры отражает структурный сдвиг в российской внешней торговле. За девять месяцев 2025 года объем несырьевого экспорта России достиг $111,4 млрд. Развитие зарубежной инфраструктуры позволит снизить логистические издержки и укрепить позиции отечественных производителей на новых рынках, отмечает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
«Выход на внешние рынки заставляет компании повышать качество, внедрять технологии и расширять производство. Это ведёт к росту налоговых поступлений и занятости в России. Египетская промзона, благодаря торговым соглашениям Каира, открывает доступ к Африке, Ближнему Востоку, Европе и Латинской Америке», — добавил он.
Ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов солидарен с данной точкой зрения.
Создание зарубежных хабов укрепляет устойчивость российской экономики к внешним шокам. Это формирует долгосрочные связи с партнёрами, способствует росту несырьевого экспорта и, как следствие, повышает бюджетные доходы, отметил Баранов.
Аналитики Российского экспортного центра (РЭЦ) указали на перспективные направления бизнеса после оценки общемировой ситуации в торговле. Среди потенциально выгодных товаров для поставок в другие страны оказались бумага, кондитерские изделия, запорная арматура и некоторые виды мебели. На фоне падения экспорта в Евросоюз и повышенного общемирового спроса российские экспортёры могут потеснить коллег из ЕС. Об этом сообщало издание «ОН НЬЮС».
О том, что Китай превратил Центральную Азию в собственный экономический коридор, можно узнать здесь.
Фото: нейросеть по запросу медиахолдинга «Голос регионов»
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»




