В эпоху фрагментации мира России необходимы новые торговые маршруты. Поворот на Восток становится не временной мерой, а долгосрочной стратегией.
На международном форуме «Экспортный марафон» в Домне прошло обсуждение ключевых тенденций развития мировой торговли. Центральной темой дискуссий стало изменение глобальной экономической географии и поиски Россией новых торговых маршрутов, позволяющих переориентировать товаропотоки на Восток и минимизировать зависимость от «традиционных» коридоров, которые контролируются недружественными странами.
Одним из ключевых спикеров стала Карин Кнайсль, бывший министр иностранных дел Австрии и нынешний руководитель исследовательского центра G.O.R.K.I. СПбГУ. В своем выступлении она обозначила четыре маршрута, которые в совокупности отражают радикальную перестройку мировой логистической архитектуры. Об этом сообщил «Деловой квартал».
Мир во фрагментации: новая реальность торговли
Кнайсль подчёркивает, что процесс фрагментации мировой экономики начался еще после кризиса 2008–2009 гг., когда отношения США и Китая вступили в фазу системного противостояния. Локдауны 2020 года, санкционная политика Вашингтона и тарифные войны сделали эту тенденцию очевидной.
В результате западная логистическая модель, доминировавшая последние два столетия, перестает быть универсальной. Прежние коридоры — через Суэц, Европу или Северную Атлантику — становятся менее доступными для России. Именно поэтому Москва ускоряет поворот на Восток, выстраивая новые направления, многие из которых ранее имели преимущественно геополитическое, а не экономическое значение.
Возрождение «Персидского коридора»
Исторически известный как Persian Corridor, этот маршрут использовался союзниками для поставок в СССР во время Второй мировой войны. Сегодня он переживает второе рождение.
Особенности «Персидского коридора»:
- проходит от Каспийского моря через северный и центральный Иран к Персидскому заливу;
- включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО;
- позволяет обеспечить прямое сухопутное сообщение «Север — Юг».
Первый российский поезд уже прошёл по маршруту: 62 контейнера из Москвы прибыло в Иран через Казахстан и Туркменистан. Этот путь позволяет Санкт-Петербургу выступить транзитным узлом для соединения Балтийского региона с Ближним Востоком.
Преимущество этого коридора: маршрут на 7 тысяч км короче, чем путь через Суэцкий канал, что делает перевозки быстрее и дешевле. Таким образом, Россия получает реальную альтернативу одному из главных мировых морских узлов, уязвимого как политически, так и с точки зрения перегрузки трафика.
Морской коридор Ченнаи — Владивосток
Второй важнейший маршрут — морская линия между Владивостоком и индийским портом Ченнаи, заработавшая после соглашения, подписанного лидерами России и Индии в ноябре 2024 года. Направление является критически важным для углубления двустороннего сотрудничества в энергетике, логистике и поставках сырья.
Структура российско-индийской торговли показывает сильный дисбаланс:
- экспорт России в Индию — около $64 млрд;
- импорт Индии в Россию — лишь $4,88 млрд.
Причина — вторичные санкции, создающие барьеры для индийских перерабатывающих предприятий, что создаёт препятствия для экспорта в Россию.
Западные страны, по словам Кнайсль, пытаются вытеснить российскую нефть с индийского рынка, поскольку именно она формирует основу нынешнего торгового оборота. Однако новый коридор повышает устойчивость логистики и снижает зависимость от маршрутов, проходящих через небезопасные или политически нестабильные зоны.
Северный морской путь: стратегический актив России
Северный морской путь (Севморпуть) — ключевой национальный проект, который из стратегической идеи постепенно превращается в полноценный рабочий торговый коридор.
Конкурентные преимущества Севморпути:
- кратчайшее расстояние между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом;
- отсутствие узких мест, подобных Суэцкому или Малаккскому проливам;
- возможность круглогодичной навигации благодаря развитию ледокольного флота.
Кнайсль отмечает, что сегодня уже ставятся практические задачи. В частности, набор персонала и наращивание рабочих мощностей флота. Интерес к маршруту проявляют и США, которые стремятся получить собственный доступ к арктическим транспортным возможностям. Это становится новым фактором геополитической конкуренции в регионе.
IMEC — ответ Европы: попытка обойти Россию
Проект India – Middle East – Europe Corridor (IMEC) — это альтернативная инициатива, продвигаемая ЕС и США.
Маршрут связывает Индию с Европой через:
- ОАЭ;
- Саудовскую Аравию;
- Иорданию;
- Израиль;
- Грецию.
Фактически это попытка создать «южный обходной путь», исключающий Россию из транзитной цепочки. Главный хаб здесь — Израиль.
Истоки европейской политики лежат глубже, чем события 2022 года:
- проект газопровода «Набукко» был попыткой ЕС организовать поставки газа минуя Россию;
- давление на российский «Южный поток» также было частью этой стратегии.
Сегодня IMEC – новый этап борьбы за контроль над энергетическими и транспортными потоками Евразии.
Ранее аналитики Российского экспортного центра (РЭЦ) указали на перспективные направления бизнеса. Среди потенциально выгодных товаров для поставок в другие страны оказались российские бумага, кондитерские изделия, запорная арматура и некоторые виды мебели. На фоне падения экспорта в Евросоюзе и повышенного общемирового спроса, российские экспортёры могут потеснить коллег из ЕС и занять торговые ниши. Об этом сообщало издание «ОН НЬЮС».
О стратегии России в Африке, можно узнать здесь.
Фото: нейросеть по запросу медиахолдинга «ГОЛОС РЕГИОНОВ».
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»




