Тёмная
Светлая
Сегодня: 17.11.2025

Поворот на Восток: экс-глава МИД Австрии назвала новые торговые пути России

В эпоху фрагментации мира России необходимы новые торговые маршруты. Поворот на Восток становится не временной мерой, а долгосрочной стратегией.

На международном форуме «Экспортный марафон» в Домне прошло обсуждение ключевых тенденций развития мировой торговли. Центральной темой дискуссий стало изменение глобальной экономической географии и поиски Россией новых торговых маршрутов, позволяющих переориентировать товаропотоки на Восток и минимизировать зависимость от «традиционных» коридоров, которые контролируются недружественными странами.

Одним из ключевых спикеров стала Карин Кнайсль, бывший министр иностранных дел Австрии и нынешний руководитель исследовательского центра G.O.R.K.I. СПбГУ. В своем выступлении она обозначила четыре маршрута, которые в совокупности отражают радикальную перестройку мировой логистической архитектуры. Об этом сообщил «Деловой квартал».

Мир во фрагментации: новая реальность торговли

Кнайсль подчёркивает, что процесс фрагментации мировой экономики начался еще после кризиса 2008–2009 гг., когда отношения США и Китая вступили в фазу системного противостояния. Локдауны 2020 года, санкционная политика Вашингтона и тарифные войны сделали эту тенденцию очевидной.

В результате западная логистическая модель, доминировавшая последние два столетия, перестает быть универсальной. Прежние коридоры — через Суэц, Европу или Северную Атлантику — становятся менее доступными для России. Именно поэтому Москва ускоряет поворот на Восток, выстраивая новые направления, многие из которых ранее имели преимущественно геополитическое, а не экономическое значение.

Возрождение «Персидского коридора»

Исторически известный как Persian Corridor, этот маршрут использовался союзниками для поставок в СССР во время Второй мировой войны. Сегодня он переживает второе рождение.

Особенности «Персидского коридора»:

  • проходит от Каспийского моря через северный и центральный Иран к Персидскому заливу;
  • включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • позволяет обеспечить прямое сухопутное сообщение «Север — Юг».

Первый российский поезд уже прошёл по маршруту: 62 контейнера из Москвы прибыло в Иран через Казахстан и Туркменистан. Этот путь позволяет Санкт-Петербургу выступить транзитным узлом для соединения Балтийского региона с Ближним Востоком.

Преимущество этого коридора: маршрут на 7 тысяч км короче, чем путь через Суэцкий канал, что делает перевозки быстрее и дешевле. Таким образом, Россия получает реальную альтернативу одному из главных мировых морских узлов, уязвимого как политически, так и с точки зрения перегрузки трафика.

Морской коридор Ченнаи — Владивосток

Второй важнейший маршрут — морская линия между Владивостоком и индийским портом Ченнаи, заработавшая после соглашения, подписанного лидерами России и Индии в ноябре 2024 года. Направление является критически важным для углубления двустороннего сотрудничества в энергетике, логистике и поставках сырья.

Структура российско-индийской торговли показывает сильный дисбаланс:

  • экспорт России в Индию — около $64 млрд;
  • импорт Индии в Россию — лишь $4,88 млрд.

Причина — вторичные санкции, создающие барьеры для индийских перерабатывающих предприятий, что создаёт препятствия для экспорта в Россию.

Западные страны, по словам Кнайсль, пытаются вытеснить российскую нефть с индийского рынка, поскольку именно она формирует основу нынешнего торгового оборота. Однако новый коридор повышает устойчивость логистики и снижает зависимость от маршрутов, проходящих через небезопасные или политически нестабильные зоны.

Северный морской путь: стратегический актив России

Северный морской путь (Севморпуть) — ключевой национальный проект, который из стратегической идеи постепенно превращается в полноценный рабочий торговый коридор.

Конкурентные преимущества Севморпути:

  • кратчайшее расстояние между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом;
  • отсутствие узких мест, подобных Суэцкому или Малаккскому проливам;
  • возможность круглогодичной навигации благодаря развитию ледокольного флота.

Кнайсль отмечает, что сегодня уже ставятся практические задачи. В частности, набор персонала и наращивание рабочих мощностей флота. Интерес к маршруту проявляют и США, которые стремятся получить собственный доступ к арктическим транспортным возможностям. Это становится новым фактором геополитической конкуренции в регионе.

 IMEC — ответ Европы: попытка обойти Россию

Проект India – Middle East – Europe Corridor (IMEC) — это альтернативная инициатива, продвигаемая ЕС и США.

Маршрут связывает Индию с Европой через:

  • ОАЭ;
  • Саудовскую Аравию;
  • Иорданию;
  • Израиль;
  • Грецию.

Фактически это попытка создать «южный обходной путь», исключающий Россию из транзитной цепочки. Главный хаб здесь — Израиль.

Истоки европейской политики лежат глубже, чем события 2022 года:

  • проект газопровода «Набукко» был попыткой ЕС организовать поставки газа минуя Россию;
  • давление на российский «Южный поток» также было частью этой стратегии.

Сегодня IMEC – новый этап борьбы за контроль над энергетическими и транспортными потоками Евразии.

Ранее аналитики Российского экспортного центра (РЭЦ) указали на перспективные направления бизнеса. Среди потенциально выгодных товаров для поставок в другие страны оказались российские бумага, кондитерские изделия, запорная арматура и некоторые виды мебели. На фоне падения экспорта в Евросоюзе и повышенного общемирового спроса, российские экспортёры могут потеснить коллег из ЕС и занять торговые ниши. Об этом сообщало издание «ОН НЬЮС».

О стратегии России в Африке, можно узнать здесь.

Фото: нейросеть по запросу медиахолдинга «ГОЛОС  РЕГИОНОВ».

Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»

НОВОСТИ «ГОЛОС РЕГИОНОВ»

Предыдущая новость

Европа раскрыла сроки: в ЕС назвали три препятствия миру на Украине

Последние новости

Тёмная
Светлая