Россия входит в эпоху транспорта «по запросу». Такси и аренда побеждает привычку владения личными автомобилями.
В последние годы в России стремительно меняется отношение к личному транспорту. Всё больше жителей страны отказываются от покупки собственного автомобиля, а молодёжь практически полностью переходит на такси и каршеринг. Эти тенденции формируют новую транспортную реальность, в которой владение машиной перестает быть необходимостью. Подробнее об этом сообщила «Независимая пресса».
Снижение доли семей с личным автомобилем
По данным ФОМ, сегодня только у 61% российских семей есть автомобиль. Всего пять лет назад этот показатель был ближе к двум третям. Одновременно растёт число тех, кто обходится без личного транспорта: сейчас таких уже 35% против 32% в 2020 году.
Интересно, что больше всего автомобилей остаётся у столичных жителей и сельчан — по 64%, а в городах средней численности этот показатель достигает 66%.
Такси становится массовой альтернативой
На фоне снижения интереса к владению машины стремительно растёт популярность такси. Если пять лет назад услугами таксистов пользовались 66% россиян, то сегодня — уже 72%. Причём главным драйвером этого роста выступает молодёжь. Среди россиян от 18 до 30 лет с высшим образованием такси используют 92%. В возрастной группе 31–45 лет этот показатель составляет 80%.
Почему россияне отказываются от покупки автомобиля
Согласно исследованию Финансового университета, у трети российских семей нет личного автомобиля, и большинство из них не намерены его приобретать.
Среди причин:
- высокая стоимость владения;
- отсутствие необходимости иметь водительские права;
- малый интерес к покупке среди одиноких домохозяйств;
- возможность заменить собственную машину сочетанием такси, каршеринга и общественного транспорта.
Даже те, у кого есть автомобиль, используют его не постоянно. Лишь 8% владельцев ездят исключительно на своей машине, тогда как остальные комбинируют поездки с общественным транспортом, такси и арендой. Основной аргумент в пользу отказа — высокая цена содержания автомобиля. Владельцы всё чаще понимают, что такси и аренда обходятся дешевле. Изменилась сама модель потребления. Для миллениалов и зумеров машина — это не объект владения, а сервис по запросу.
Снижение интереса к водительским правам и падение активности на вторичном рынке
Эту тенденцию подтверждают и официальные данные. ГИБДД фиксирует постепенное снижение выдачи водительских прав: 1,34 млн в прошлом году — это на 2% меньше, чем годом ранее.
Кроме того, россияне стали реже продавать автомобили. Срок владения растёт, а доля машин, сменивших владельца, падает — с 15% в 2019 году до 9% сейчас.
Исследователи ВШЭ отмечают, что у поколения, родившегося после 1995 года, только у 30% есть собственный автомобиль. У предыдущего поколения этот показатель был почти в два раза выше. Молодёжь активно использует каршеринг. Средний возраст пользователей — 25–34 года, а стаж вождения — около 12 лет.
Бурный рост рынка аренды и каршеринга
Тенденция подтверждается экономическими показателями: оборот рынка проката автомобилей вырос на 24% за год, а число транзакций — на 25%. Каршеринг также стремительно развивается: его объем увеличился до 63 млрд рублей и, по прогнозам, достигнет более 230 млрд рублей к 2028 году.
Рынок такси по масштабам значительно опережает аренду.
За прошлый год:
- совершено 3,4 млрд поездок;
- рынок вырос до 1 трлн рублей;
- обороты выросли в 1,5 раза, а средний чек увеличился на 18%.
Мировой тренд: отказ от автомобиля как нормы
Аналогичные процессы происходят и на Западе. В США доля молодых людей с водительскими правами снизилась на 17–18% по сравнению с 1990-ми. Причины те же: высокая стоимость владения и доступность альтернатив.
В Европе ситуация схожая. Почти половина жителей Великобритании в возрасте 18–44 лет выбирают сервисы вместо покупки авто.
Но есть и противоположное мнение
Некоторые эксперты считают, что говорить о полном отказе от личных автомобилей преждевременно. Парк легковых машин в России увеличился на 7% с 2020 года — сейчас он составляет 47,48 млн автомобилей. Из них около 800 тысяч используются как такси, а 75–80 тысяч — в каршеринге.
Россия вступает в новую эпоху мобильности: владение автомобилем перестаёт быть необходимостью, а молодёжь формирует культуру использования транспорта по запросу. Рост такси, аренды и каршеринга показывает, что привычная модель «каждой семье — по машине» теряет актуальность.
Ранее в РФ представили такси-версию отечественного электромобиля. Новинка ориентирована на корпоративные автопарки и отличается современными техническими решениями. Об этом сообщало ИА «РЕГИОН ОНЛАЙН».
О том, что весной 2026 года парки начнут массово избавляться от подержанных иномарок из-за новых правил, можно прочитать здесь.
Иномарки выбросят за борт: закон о локализации избавит такси от 80% авто
Фото: freepik.com
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»




