В условиях современной геополитической ситуации сохранение традиционных духовных и нравственных ценностей России имеет особую важность. Наша страна по праву гордится богатой историей, уникальной культурой и огромным потенциалом. Спецпроект «Сила России» был создан для формирования гражданской идентичности и укрепления национальной гордости, популяризации важности семьи и формирования патриотического сознания. Всё это крайне важно для развития сильного, сплочённого общества и национальной культуры. Проект помогает объединить активных граждан и создать основу для развития социально зрелого, патриотичного и здорового общества.
В наше время проблема подросткового буллинга становится всё более актуальной и требует особого внимания со стороны родителей, педагогов и профессионалов в области психологии. В рамках спецпроекта «Сила России» опытный психолог Ольга Грин расскажет, как родителям правильно реагировать на признаки буллинга у своих детей и поддержать ребёнка в процессе реабилитации. Эксперт даст практические советы, которые легко применить на практике. Мы также рассмотрим доступные ресурсы и организации, которые оказывают помощь пострадавшим от травли подросткам и их семьям. Цель нашего разговора — помочь родителям лучше понять, как защитить своих детей и создать для них безопасную и поддерживающую среду.
Полезные советы для родителей: как реагировать и обсуждать буллинг с подростком
Роль родителей в профилактике буллинга
Как должны реагировать родители и учителя, если они подозревают, что подросток подвергается буллингу?
— Основная профилактическая мера травли при взаимодействии с подростками — это установление доверительных отношений как между родителями и ребёнком, так и между учителем и учеником. Если такие отношения отсутствуют, вероятность того, что подросток обратится за помощью, значительно уменьшается. Важно проявлять эмпатию к подростку, внимательно выслушивать и относиться серьёзно к его проблемам. Родителям следует задавать вопросы и проявлять интерес к тому, что происходит в жизни их ребёнка, даже если он сам не спешит делиться подробностями. Не следует удовлетворяться формальными ответами типа «всё хорошо» или «нормально». Родители должны быть в курсе, с кем дружит их сын/дочь, и о чём несовершеннолетние общаются в компании, чем они интересуются.
Важно создавать доверительные отношения, быть готовым к открытой беседе. Слушая подростка, важно воспринимать его слова серьёзно, даже если взрослому проблематика может показаться незначительной. Если ребёнок почувствует, что он не важен, его чувства обесценивают, он может больше не обратиться за помощью.
Также следует обращать внимание на «маркеры» — изменения в поведении или состоянии ребёнка, которые могут сигнализировать о проблемах. Это может быть изменение привычного для ребёнка эмоционального состояния, появление синяков или ссадин, порча имущества и так далее. В случае выявления буллинга важно поддержать подростка, обсудить с ним план действий, чтобы снизить тревогу и страх.
Необходимо объяснить подростку, как именно будет решаться проблема, какие конкретные шаги будут предприняты. Родители должны поддерживать ребёнка. Если это необходимо, следует принять решение о возможной паузе в посещении школы, чтобы не подвергать ребёнка дополнительному стрессу.
Важно решать проблему на всех уровнях. На уровне школы это может быть родительское собрание, а также консилиум с участием родителей пострадавшего ребёнка и ребёнка, проявляющего агрессию. В результате проведённых мероприятий формулируется план действий для эффективного решения проблемы. Также и родителям, и детям рекомендуется консультация психолога.
Ещё раз подчеркнём: и родителям, и учителям необходимо создать для подростка атмосферу полной поддержки и заинтересованности его жизнью. Он не должен чувствовать себя изолированным в своей проблеме. Нужно, чтобы ребёнок видел рядом неравнодушных значимых взрослых, которые всегда готовы помочь.
Как обсуждать тему буллинга с подростками, чтобы помочь им справиться с ситуацией?
— Здесь мы обучаем подростка методам эффективной коммуникации, говорим о важности бережного отношения к личным границам, учим устанавливать доверительные отношения. Эти знания формируют прочную основу для дальнейших действий, если ребёнок всё же столкнется с ситуацией буллинга. Очень важно дать подростку знание, что проблема буллинга, носит временный характер. Она имеет начало, кульминацию и завершение. У подростка должно быть ясное представление о структуре ситуации, её конечности и возможности решения.
Почему это важно? Под давлением со стороны агрессора подросток может воспринимать ситуацию как бесконечную и нерешаемую, что вызывает у него чувство безысходности. Однако обладание знаниями и понятными инструментами для выхода из этой ситуации способствует более экологичному и безопасному преодолению давления извне.
Взрослым необходимо транслировать подросткам их значимость. Для ребёнка важно слышать фразы: «Ты важен, ты есть в этом мире, и это само по себе, ценно, правильно и хорошо». Воспитание целостной гармоничной личности — это залог формирования здорового общества.
Подведём итог. Как в семье, так и в школе необходимо обязательное информирование, что такое явление, как буллинг существует. Проблему можно решить, и для этого применяется специальный инструментарий. Это все профилактические меры и практики, о которых говорили выше.
Какие терапевтические методы применяются для восстановления после буллинга?
— Подбор методов психотерапии для подростков следует проводить с учётом их индивидуальных особенностей. Однако существуют общепризнанные подходы, которые доказали свою эффективность. Можно смело рекомендовать применение групповой терапии. Она позволяет подросткам под руководством квалифицированного специалиста открыто обсуждать проблемы, делиться опытом и получать поддержку в безопасной обстановке. Другой эффективный подход — семейная терапия, она направлена на улучшение общения внутри семьи и укрепление семейного климата.
Выбор конкретного психотерапевтического метода важно доверить специалисту, который сможет определить наилучший вариант в зависимости от потребности и наличествующей проблемы подростка. Однако в руках опытного профессионала любой метод может быть эффективным, если он применяется грамотно и с учётом специфики случая. Я расскажу о двух направлениях, в которых работаю лично.
- Когнитивно-поведенческая терапия. Здесь подросток обучается осознавать и заменять негативные мысли о себе и окружающих на альтернативные, а также осваивает более адаптивные модели поведения. Этот подход рекомендован Всемирной организацией здравоохранения и зарекомендовал себя как весьма эффективный.
- Метод ДПДГ (десенсибилизация, переработка с помощью движения глаз), который изначально был разработан для работы с посттравматическим стрессом. Это хорошо и глубоко работающая методика, которая широко используется и набирает обороты в России.
Хотя применение этих методов в школьных условиях может быть затруднено, они успешно реализуются в поликлинической практике. Таким образом, групповая терапия, семейная терапия, когнитивно-поведенческая терапия и метод ДПДГ выступают в качестве действенных инструментов для оказания психологической помощи подросткам.
Помощь в борьбе с травлей: полезные ресурсы и организации
Какие ресурсы и организации могут помочь подросткам, ставшим жертвами буллинга?
— Большую роль здесь играют школьные психологи. Они находятся близко, поэтому можно сразу обратиться к ним за помощью. Кроме того, в каждом районе Петербурга функционируют центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В таких учреждениях работают профессиональные психологи и другие специалисты, которые помогут в решении проблемы.
Также существуют центры социальной помощи семье и детям. Важным ресурсом является детская горячая линия, которая действует на всей территории России. Номер для звонка единый — 8 (800) 20-00-122. Подросткам его полезно знать наизусть. В экстренных ситуациях, когда родители недоступны и у подростка нет возможности обратиться за помощью лично, эта горячая линия может стать спасением. В особенности это касается детей, которые часто подвергаются агрессии или становятся жертвами буллинга. Это может быть жизненно важным для замкнутых и плохо социализированных детей.
В качестве резюме напомним нам, взрослым, что лучшая и наиболее эффективная работа с буллингом заключается в его профилактике как в семье, так и в школе. Необходимо доносить до каждого ребёнка, что он представляет собой ценность и является личностью, заслуживающей уважения. Важно транслировать морально-нравственные принципы, демонстрировать их соблюдение и относиться с бережностью и к отдельной личности, и к обществу в целом.
Каждый человек и общество должны иметь цели и представление, куда они стремятся и какой мир хотят создавать. Какими качествами мы должны обладать, чтобы построить общество мечты? Мы, взрослые, являемся ориентиром для наших детей, поэтому важно помнить истину, которую нам внушают с детства: «Хочешь изменить мир к лучшему — начни с себя». Изменяя свой внутренний мир, отношение к себе, окружающим, обществу и стране, мы сможем передать нашим любимым детям ценность каждой жизни и общества в целом.
Борьба с подростковым буллингом требует совместных усилий родителей, педагогов и всего социума. Близким пострадавшего важно реагировать на ситуацию спокойно и с поддержкой, показывая, что они всегда готовы выслушать и помочь. Обсуждение проблемы должно быть открытым и честным, с акцентом на чувства и переживания ребёнка. Реабилитация после буллинга — это долгий процесс, который требует внимания и заботы. Поддержка друзей, участие в интересных и полезных занятиях, а также профессиональная помощь могут значительно облегчить восстановление. Помните, сила России — в её детях. Только вместе, объединив усилия, мы сможем создать безопасное и дружелюбное пространство для подростков.
Об инклюзии для детей с инвалидностью на примере театра «Светлячки» вы можете прочитать здесь.
Инклюзивный театр «Светлячки» в Петербурге меняет отношение общества к особенным детям
Весь цикл статей проекта доступен по хештегу #Спецпроект Сила России.
Фото: ИА «ГОЛОС РЕГИОНОВ» / Александр Погожев