Современное авиастроение в России сталкивается с рядом важных задач и вызовов, от которых зависит будущее отрасли. Разработчики воздушных судов отчаянно пытаются найти баланс между инновационными решениями и проверенными временем технологиями.
В условиях сложной экономической и геополитической обстановки российские авиастроители стремятся к созданию конкурентоспособных и эффективных самолётов. Основное внимание уделяется улучшению топливной экономичности, экологическим стандартам и безопасности полётов. Усилия направлены на укрепление позиций России на мировом авиационном рынке, но поддерживать отрасль на плаву удаётся с трудом. При этом новые воздушные суда в России – это инновации наряду с хорошо забытым старым. На повестке три магистральных самолёта: МС-21; SSJ New (SJ 100); Ту- 214. Эксперты ожидают введения в эксплуатацию судов малой авиации «Ладога» и «Байкал», также планируется возрождение ближнемагистрального пассажирского самолёта ИЛ-114.
Санкции как стимул: новые подходы в российском гражданском авиастроении
Boeing по-русски: когда выпустят МС-21
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолёт нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. С лайнером, который собирают на Иркутском авиационном заводе, связывают будущее российского гражданского воздушного флота. Так, зампредседателя общественного совета при Росавиации Мирослав Бойчук выразил уверенность, что самолёты МС-21 могут полностью решить задачу по замене иностранных судов в авиапарке «Аэрофлота». Новый среднемагистральный самолёт называют «Boeing по-русски», однако чаще всего его характеристики сравнивают с популярным Airbus А320.
В мае 2024 года МС-21 с российскими двигателями выполнил автоматическую посадку в рамках испытаний на аэродроме «Жуковский» в Подмосковье. В начале июня этого же года на Иркутский авиазавод свозили президента Белоруссии Александра Лукашенко, который побывал в городе с рабочим визитом. Тогда обсуждалась возможность создания на территории соседнего государства площадок для ремонта и сервисного обслуживания поставленной в республику российской авиатехники.
Первые полёты состоятся в конце марта – начале апреля 2025 года, сообщил в интервью телеканалу «Россия-24» глава Минпромторга Антон Алиханов. В «Аэрофлоте» ждали первые самолёты МС-21 в своём авиапарке уже в сентябре 2025 года, однако серийное производство стартует в 2026 году, сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов в начале 2025 года. До этого времени госкорпорация планирует завершить все необходимые сертификационные полёты.

Прогноз количеству выпуска МС-21 пока остался неизменным – 270 единиц к 2030 году. По уверению конструкторов и авиастроителей, судно составит конкуренцию популярному Airbus А320 сниженным шумом и увеличенным проходом. Кроме того, иллюминаторы будут больше обычного почти на 30%, а багажные полки — вместительнее. Внимание при разработке уделили уровню и возможностям естественного и искусственного освещения.
Кроме того, в самолёте комфортно будут размещаться шесть человек в одном ряду, а центральный проход позволит разойтись двум пассажирам. Исходя из тенденции роста антропометрических показателей ширина фюзеляжа МС-21 увеличена до 4,06 метра, что на 30 сантиметров больше, чем у Boeing 737, и на 11 сантиметров больше, чем у Airbus А320. Давление внутри кабины МС-21 соответствует высоте 1800 метров. Это должно избавить пассажиров от закладывания ушей и головной боли.
Ближнемагистральный самолёт SSJ New
SJ-100 — ближнемагистральный узкофюзеляжный самолёт, который создают по программе импортозамещения систем и компонентов. Лайнер станет ещё одной моделью в семействе эксплуатирующихся сейчас самолётов типа Superjet. В феврале 2025 года «Ростех» представил новый авиадвигатель ПД-8 для SJ-100, сообщило РИА «Новости». Первый замгендиректора госкорпорации Артяков заявил, что самолёт с этим двигателем в составе впервые взлетит в ближайшее время. Сертификация импортозамещённого Superjet New (SJ-100) намечена на 2025 год, а первые поставки – на 2026. Прогноз количеству произведённых бортов остался неизменным – 142 единицы.
«Суперджеты составляют основу отечественного авиапарка, на них очень много сейчас летают, оттого и большое количество авиапроисшествий», — пояснил Олег Смирнов, заслуженный лётчик, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета «Ространснадзора».
Среднемагистральный самолёт ТУ-214
Первые среднемагистральные самолёты Ту-214 планируют поставить в этом году, заявил глава Минпромторга Антон Алиханов. Сперва рассчитывали на выпуск десяти самолётов, потом — четырёх. Казанский авиазавод (КАЗ) выпустит в 2025 году два самолёта Ту-214, о чём в интервью телеканалу «Татарстан 24» сообщил вице-премьер Республики Татарстан Олег Коробченко. Это наследие СССР, которое до сих пор не только производили, но и эксплуатировали, поэтому модернизация Ту-214 вызывает много вопросов.

Так, авиаэксперт Роман Гусаров считает, что реконструкция «тушек» — это не более чем бесполезная трата денег. Ту-214 — это старые чертежи, старые технологии, отмечает он. Гусаров заявил, что нельзя просто взять и увеличить производство. Специалистов не хватает, потому что старые технологии предполагали ручной труд, как это было в СССР. Сейчас всё делают цифровые станки без участия человека — быстрее, в больших объёмах и качественнее, отмечает эксперт.
«У Ту-214, может быть, и есть потенциал для модернизации, но финансово в это вкладываться смысла никакого нет, потому что в этом же классе есть самолёты другого семейства — иркутские МС-21 нового поколения. Зачем заниматься модернизацией старого самолёта, когда на подходе есть более совершенный самолёт, который может выпускаться с использованием современных цифровых технологий не единицами, а десятками?» — рассуждает Гусаров.

Малая авиация России: «Ладога» и «Байкал»
На 60% территории Российской Федерации малая авиация — единственное средство обеспечения транспортной доступности. В 15 субъектах РФ авиаперевозки являются доминирующей составляющей транспортной системы. Действующий парк нуждается в скорейшей замене: 90% эксплуатируемого авиационного транспорта старше 15 лет. Техника морально устарела, требует дорогостоящего технического обслуживания и ремонта. Учёные Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Вадим Тимофеев и Екатерина Пузий в своей работе «Современное состояние и инновационные решения в развитии малой авиации России» отмечали, что к 2023 году суммарное списание воздушных судов отрасли в связи с физическим износом окажется критичным и составит 89%.
Самолёт «Байкал»
В конце 2010 годов Минпромторг объявил конкурс на разработку лёгкого многоцелевого самолёта (ЛМС) на 9 пассажиров. В 2019 году его выиграла компания «Байкал-Инжиниринг» из Улан-Удэ, учреждённая Уральским заводом гражданской авиации (г. Екатеринбург). Перспективный лёгкий многоцелевой ЛМС-901 «Байкал» должен был заменить устаревший многофункциональный самолёт Ан-2. Серийный выпуск собирались начать с 2024 года, но в итоге сроки поставок были скорректированы несколько раз. Согласно последним официальным данным, машины поступят авиакомпаниям не ранее 2026 года.
«Конструкция самолёта в высокой степени готовности, но двигатель пока находится на этапе стендовых испытаний. Самолёт должен быть неприхотливым в эксплуатации, морозоустойчивым и ремонтопригодным, недорогим. Задача непростая, и на мировой арене никто, кроме СССР, эту задачу не решил после создания Ан-2. Нужно не просто повторить гениальный Ан-2, а сделать лучше. Рассчитываю, что это будет реализовано в сроки, озвученные правительством», — отмечает Роман Гусаров.

Самолёт «Ладога»
Заменить флот малой авиации призван турбовинтовой региональный пассажирский самолёт ТВРС-44 «Ладога», который выпускает Уральский завод гражданской авиации. Он предназначен для замены парка устаревших лайнеров (Ан-24, Ан-26Б-100, Як-40), а также западных моделей (Dash 8–200, Dash 8Q-300, ATR-42). Потребность в таких судах по всей стране – 550 штук, сообщила пресс-служба завода. Пока ещё не собран ни первый опытный образец самого самолёта, ни двигатель для него. Сертификация «Ладоги» перенесена с 2024 на 2027 году, а первые поставки воздушных судов ожидаются в 2028 году.
Лайнер можно будет эксплуатировать на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткой взлётно-посадочной полосой. В качестве силовой установки использованы два турбовинтовых двигателя ТВ7–117СТ-02 с воздушными винтами АВ-44. Фюзеляж спроектирован по схеме высокоплан с верхним расположением крыла. «Ладога» имеет оптимальное сочетание характеристик скорости и дальности полёта, взлётно-посадочных характеристик. При этом он обеспечивает строгое выполнение экологических требований, высокий уровень комфорта пассажиров и удобство экипажа. Салон самолёта рассчитан на 44 человека.

Ближнемагистральный самолёт Ил-114
Сегодня пытаются возродить ещё одно наследие прошлого — Ил-114. Это советский и российский турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 1980-х годах в КБ Ильюшина. Он предназначался для замены судов семейства Ан-24, а на некоторых региональных направлениях — турбореактивных Ту-134 и Як-40. Ил-114 спроектирован с учётом особенностей эксплуатации в арктических и антарктических районах. Поставки новых судов на замену устаревшим Ан-24 и Ан-26 перенесли с 2023 на 2026 год. Общий объём производства – 51 вместо ранее планируемых 70.
До 2012 года серийное производство вели на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. Сейчас самолёт собирают в Луховицах на заводе РСК «МиГ», но компоненты поставляют Воронежский авиазавод (ВАСО) и ульяновский «Авиастар». От ВАСО — крыло, хвостовое оперение и мотогондолы, а панели фюзеляжа, люки и двери — от «Авиастар». Фюзеляж из ульяновских панелей изготавливает завод «Сокол» в Нижнем Новгороде.

Сила традиций и инноваций: сможет ли Россия укрепить позиции в авиастроении
Гражданское авиастроение России требует как внедрения инноваций, так и использования проверенных технологий прошлого. В условиях санкционного давления восстановление отрасли идёт медленно, но это стимулирует к разработке новых подходов в производстве и эксплуатации воздушных судов. Российские инженеры активно работают над созданием конкурентоспособных моделей, которые могут удовлетворить внутренние и международные стандарты. Успех этих усилий будет зависеть от способности адаптироваться к изменяющимся условиям и интеграции с мировыми технологическими трендами. Таким образом, будущее российского авиапрома зависит от синергии инноваций и традиционных методов, что позволит преодолеть текущие трудности и укрепить позиции на глобальном рынке.
О сложностях при реализации программы гражданского авиастроения в России можно прочитать здесь.
Россия теряет крылья: госпрограмма гражданского авиастроения вошла в штопор
Фото: yakovlev.ru
Видео: Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100. Телеграм-канал «Ростех»
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»