В условиях современной геополитической ситуации сохранение традиционных духовных и нравственных ценностей России имеет особую важность. Наша страна по праву гордится богатой историей, уникальной культурой и огромным потенциалом. Спецпроект «Сила России» был создан для формирования гражданской идентичности и укрепления национальной гордости, популяризации важности семьи и формирования патриотического сознания. Всё это крайне важно для развития сильного, сплочённого общества и национальной культуры. Проект помогает объединить активных граждан и создать основу для развития социально зрелого, патриотичного и здорового общества.
Инклюзия в России становится всё более актуальной, отражая стремление к равенству и уважению всех категорий граждан. В последние годы предпринимаются важные шаги для обеспечения участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Это касается инклюзивного образования, доступной инфраструктуры, а также культурных инициатив. В рамках спецпроекта «Сила России» мы расскажем об одном из успешных примеров — инклюзивном театре «Светлячки».
Это уникальный проект благотворительной организации АНО «Созидатели», который бережно раскрывает творческий потенциал особенных детей и подростков Петербурга. Здесь каждый ребёнок может не только выразить себя, но и ощутить свою ценность. Куратор детского инклюзивного театра «Светлячки» Елена Рогалева расскажет о нюансах закулисья. Эксперт поделится сложностями и яркими моментами работы с подопечными, их большими и маленькими победами. Мы так же узнаем, как проект влияет на восприятие детей с особенностями развития в обществе и многом другом.
Театр «Светлячки»: путь развития проекта и нюансы работы с особенными детьми
Какие основные цели и задачи вы ставите перед собой и своим коллективом?
— Детский инклюзивный театр «Светлячки» организован в 2018 году, с тех пор цели неоднократно пересматривались. Начинали мы, ориентируясь только на потребности коллектива:
- во включении детей с инвалидностью в общество через театральные практики;
- в создании инклюзивной среды;
- в наделении новыми навыками детей.
Со временем у нас стали получаться детские спектакли, которые мы играем в Красногвардейском центре культуры Петербурга. К нам стали приходить зрители — дети от четырёх лет, порой даже младше, со своими родителями.
Постепенно со взгляда внутрь наши ориентиры переместились на посетителей постановок. Зрители ведь тоже дети, и они приходят на интересный спектакль. Одна из целей — чтобы каждый из них, посещая наши представления, видели в первую очередь не детей и подростков с особенностями здоровья, а замечательных актёров. Чтобы к нам на показы приходили не мамы-папы, а наша целевая аудитория — не поддержать, а посмотреть интересный спектакль.
В аккаунте театра в социальной сети мы написали о целях так: ставить и показывать спектакли для детей и их родителей. Тем не менее мы всегда помним, что в театре важно раскрыть каждого ребёнка. Необходимо помочь им освоиться и выйти на сцену, научить новому. При этом нужно прислушиваться и подстраиваться под ребёнка. Важно, чтобы он получал удовольствие в театре.
С какими трудностями вы столкнулись в начале пути и как удалось их преодолеть?
— В самом начале наш первый режиссёр ездила домой к детям, чтобы они привыкли, стали доверять, начинали заниматься в привычной для них обстановке. Были сложности с подбором материала, с адаптацией тренингов под их особенности.
Каждый режиссёр идёт своим путём, опираясь на классическую школу, адаптируя материал под группу, не переставая учиться и изучать современные подходы в инклюзивном театре. Сейчас в театре три группы: две детские и одна для молодых взрослых. Всего занимаются 16 несовершеннолетних, 8 молодых взрослых с инвалидностью и лишь 4 нормотипичных ребёнка. Во всех группах играют волонтёры — 7 взрослых эмпатичных людей, влюблённых в инклюзивный театр.
Волонтёры безвозмездно помогают детям на площадке: отводят в туалет, поправляют в коляске, водят за руку тех, кому нужна поддержка. Никто из активистов не приходит выполнять только физическую работу. Каждому из них даётся роль в спектакле, каждый тренирует сценическую речь и занимается вокалом. Дети больше доверяют взрослым людям, когда видят, как все актёры трудятся одинаково. Они чувствуют, как старшие открыто и честно общаются с ними.
Театр работает как один из проектов благотворительной организации АНО «Созидатели» на частные пожертвования и средства грантов. Однако их не всегда удаётся выигрывать, и бюджет может быть очень минимальный. Донаты в настоящее время проблематично собирать, поэтому самой большой сложностью всегда остаётся финансовая неопределённость, нестабильность. К тому же мы репетируем на арендованной площадке, а играем на предоставленной сцене. Очень хочется обрести уверенность с помощью своей сцены, помещения и вести работу по оборудованию нашего собственного театра.
Дети с какими особенностями здоровья могут участвовать в постановках?
— В большинстве случаев это физические особенности, результат ДЦП или последствие детского инсульта. Также есть ребята с расстройством аутистического спектра в лёгкой форме и с другими малоизвестными в обществе особенностями. У нас нет каких-либо явных ограничений. Мы всегда предлагаем желающим попробовать. На этом этапе становится понятно, сможет ли ребёнок комфортно чувствовать себя в группе. Ведь театр — всегда коллективное творчество, это важно учитывать. Ребёнку самому может быть тяжело находиться в большом коллективе и выполнять общие задания, например, на партнёрство, контакт. Для некоторых опыт может стать травмирующим. Но наши педагоги никогда не говорят «нет» заранее. Если набор проводится, мы предлагаем присоединиться к ближайшему занятию.
Какие методики и подходы вы используете в работе с особенными детьми?
— Классические методики: главное — слышать и чувствовать актёра. В основе, конечно же, лежит система Константина Станиславского. Существует множество замечательных практиков, адаптировавших её для простых людей. Берём везде понемногу. Что-то у Михаила Чехова, что-то у Сергея Гиппиуса и т. п. Со временем научились адаптировать упражнения и тренинги под особенности своих актёров на ходу, а порой за секунды.
Социализация через искусство: как инклюзивный театр способствует интеграции и развитию особенных детей
Как участие в театральных постановках влияет на социализацию и личностное развитие детей?
— Для кого-то инклюзивный театр – это единственное место социализации. Как-то мама одного актёра сказала, что её сын за пределы семьи выходит только в театр. Учится удалённо, в других студиях с ним не смогли работать. Все выходы были только в сопровождении близких, и лишь в театре на репетициях и занятиях он остаётся без родителей.
В целом, процесс социализации легко отследить. Сначала на показах детям страшно, они рассеяны, могут что-то забыть, растеряться. Постепенно к ним приходит смелость, уверенность в себе и своих силах. Они привыкают к свету софитов и аплодисментам. Потом во время летних каникул переписываются друг с другом, с нетерпением ждут нового сезона. С каждым годом у наших подопечных растёт уверенность в себе, самодисциплина.
Весной мы играли на сцене театра «На Литейном». С нами работали все службы. После показа помощник режиссёра поделилась переживаниями, что наших артистов надо будет собирать по всему театру, а оказалось, что они прекрасно дисциплинированы. Кроме того, наш коллектив очень лёгкий на подъём. Умеем быстро собраться, приехать на новую сцену, адаптироваться на ней, быстро влюбить в себя специалистов по свету, звуку и все службы театра. Это всё потому, что чувство эмпатии есть в каждом человеке, а мы даём возможность ему проявиться.
Какие советы вы дали родителям особенных детей?
— Не совсем корректно давать советы. Относительно вопроса посещения театра или другой студии при выборе хобби — мы рекомендуем любыми способами понять, хочет ли этого сам ребёнок. Ведь нередко желание может исходить только от родителей, когда они представляют сына/дочь на сцене в красивом костюме под светом софитов. Однако они не задумываются, какой труд совершают любые актёры на площадке. Чтобы выйти на сцену, необходимо быть готовым поработать на репетиционной площадке и нужно этого очень хотеть. Также нужно задать себе определённые вопросы.
- Готова ли семья стабильно посещать репетиции, готовиться дома?
- Не возражает ли мама, чтобы ребёнка «вынули» из коляски на площадке?
- Готов ли сам ребёнок валяться на полу, делать упражнения, или он хочет только сказать слова героя в красивом костюме? Если второе, то смысла идти в театр нет.
Как реагируют зрители на ваши спектакли? Какие отзывы вы получаете?
— Самый лучший отзыв, когда на наши спектакли для детей приходят такие же маленькие зрители. Нередко слышим детско-родительские обсуждения после показа про мотивы поступка главного героя. Часто публика просит выйти юных актёров на сцену после представления, чтобы обсудить эти мотивы, сфотографироваться и выразить восхищение героям. Нас смотрят, слушают и слышат, о нас думают — это лучшая похвала для любого театрального коллектива. Ещё мы любим участвовать в фестивалях и получать конструктивную критику от жюри, так как без неё невозможен дальнейший рост.
Роль инклюзивного театра в формировании толерантного и открытого общества
Как вы видите роль инклюзивного театра в обществе и его влияние на восприятие людей с особенностями?
— Очень важно, что наши спектакли рассчитаны на юных зрителей от четырёх лет. Во время просмотра представления из зала ребёнок видит не инвалидность, а следит за развитием событий, искренне сопереживает героям, включается в интерактивы, которые мы специально закладываем для вовлечения аудитории. Ребёнок радуется победам положительных героев, фотографируется и общается с актёрами после показа, тем самым развивая в себе с детства сильное и важное чувство эмпатии. Инклюзивный театр – это один из способов бережно менять отношение общества к людям с инвалидностью.
Какие шаги, по вашему мнению, необходимо предпринять на государственном уровне для поддержки инклюзивных инициатив в сфере культуры и искусства?
— В первую очередь – просто учитывать. Государство уже многое создаёт для инклюзивных инициатив, например, поддерживает грантами, создаёт новые социальные проекты, ведёт политику по доступности культурной среды для всех людей. Очень хочется, чтобы в дальнейшем курс не менялся.
В нашей стране, особенно в больших городах, работают инклюзивные театры, их невозможно игнорировать. Многие начинают с акцентом на реабилитацию, но вырастают и меняют приоритеты на искусство, привлекая новых и новых зрителей. Когда изменения начнут происходить, мы сможем участвовать не только в инклюзивных фестивалях и парафестивалях, но и в обычных театральных мероприятиях. На культурном форуме будут выступать представители инклюзивных театров не только из органов власти, говоря о доступной среде, а ещё и из сообщества.
Творческие перспективы инклюзивного театра «Светлячки»
Какие планы у вас на будущее? Какие новые направления или проекты вы планируете развивать?
— В настоящее время театр работает над проектом «Сказочный экспресс», в рамках которого будет поставлено девять новых инклюзивных спектаклей по сказкам народов России. Три спектакля были показаны в мае 2024 года, ещё три премьеры готовятся к концу текущего года, следующие три — к маю 2025 года. Если у театра появится своя или партнёрская сцена, на которой будет возможно играть стабильно, например, один-два раза в месяц, тогда сразу появится репертуарный спектакль.
Что бы вы посоветовали другим руководителям и педагогам, которые хотят создать подобные инклюзивные проекты?
— В 2018 году, когда мы начинали, не было литературы и чужого опыта, на который можно было бы ориентироваться. Да, существовали подростковые, взрослые, но детских инклюзивных театров попросту не было. Сейчас детских студий не сказать, что много, но они есть, наработан опыт. Даже мы проводили вебинары, написали методический материал, когда хотели поделиться практическими знаниями. Чтобы что-то создать, стоит просто попробовать. Если вы любите детей и вам нравится с ними работать, то вы сможете найти к ним подход.
Как поддержать инклюзивный театр
Какие ресурсы и партнёрские организации помогают вам в реализации проекта?
— Сейчас театр работает на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. На самом деле, ресурсов у нас очень мало, грант покрывает минимальные затраты, остальное — аренду и многие затраты на спектакль — мы стараемся покрыть за счёт пожертвований. Связаться с нами и узнать какую-либо информацию всегда можно через социальные сети — https://vk.com/sozidateli.teatr.
Как можно поддержать ваш театр и способствовать его развитию?
— Театру очень нужна постоянная сцена и репетиционная площадка. Было бы замечательно получить в льготную аренду помещение, где можно оборудовать сцену и зрительный зал, или встретить театр, который ищет резидентов, таких как мы. Кроме того, театру всегда нужна финансовая помощь. Мы постоянно ищем бизнес-партнёров и готовы на коллаборации. Каждый может поддержать работу театра простым пожертвованием.
Как вы сами вдохновляетесь и находите силы продолжать свою важную работу?
— Всю постановочную группу вдохновляют наши юные актёры. Сами по себе дети — это огромный ресурс, их неиссякаемая энергия способна подзарядить любого! Обо всех своих артистах мы многое знаем, интересуемся их жизнью, увлечениями. В каждого много вкладываем, порой продвигаемся вперёд очень маленькими шагами, но мы идём и даже делаем успехи.
Нас заряжают спектакли, которые получились и которые приняли зрители, а также победы в виде участия в фестивалях. Недавно мы участвовали в Большом детском фестивале в Москве в Губернском театре. Также очень вдохновляет понимание, что у детей есть дело, любовь к театру. Они развиваются, делают успехи. Конечно же, в нас живёт надежда, что в будущем кто-то из ребят выберет профессию, связанную с театром.
Реальные истории и достижения театра «Светлячки»: вдохновение для всех регионов России
В заключение нашего интервью с куратором детского инклюзивного театра «Светлячки» хочется подчеркнуть огромную социальную значимость этого уникального проекта. Театр не только открывает мир искусства для детей с ограниченными возможностями, но и формирует в обществе более глубокое понимание и уважение к индивидуальности каждого ребёнка. Это место, где инклюзия становится реальностью, а творчество — инструментом для преодоления барьеров и стереотипов.
Поддерживая такие инициативы, каждый житель России может внести вклад в построение более справедливого и открытого общества, где каждый найдёт своё место и сможет раскрыть потенциал. Надеемся, что театр «Светлячки» вдохновит и другие регионы нашей страны на создание подобных пространств, способствующих интеграции и развитию всех детей.
О том, как помочь ребёнку в адаптации к школе, можно прочитать здесь.
Подготовка к школе: как помочь ребёнку адаптироваться и избежать стресса
Весь цикл статей проекта доступен по хештегу #Спецпроект Сила России.
Фото: группа «ВКонтакте» инклюзивный театр «Светлячки»