В России под проверку попали 14 самолетов Sukhoi Superjet 100. У этих воздушных лайнеров могут быть дефекты в крепеже фюзеляжа.
В российской гражданской авиации вновь обсуждают надежность Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Производитель самолетов ПАО «Яковлев» уведомил Росавиацию о возможных конструктивных отклонениях в крепеже фюзеляжа у 14 машин, выпущенных в 2016 году. Авиакомпании обязали провести дополнительный осмотр.
Суть проблемы
Под подозрение попала зона между кабиной пилотов и передней дверью. Именно здесь, по данным производителя, могли быть допущены отклонения от конструкторской документации. Речь идет о креплении стрингеров (несущих элементов фюзеляжа) к балке-дублеру шпангоута, сообщают «Известия».
В ходе эксплуатации в этом месте могут появляться трещины, складки или деформации. Если дефекты подтвердятся, самолет необходимо снять с рейсов до проведения ремонтных работ.
Проверка затрагивает борта с серийными номерами 95104–95117. По данным портала russianplanes.net, эти самолеты эксплуатируют авиакомпании «Ямал» (пять машин), «Россия» (одна), «Азимут» (одна), ещё несколько находятся на хранении.
Как будут проходить проверки
Процедура диагностики описана в сервисном бюллетене ПАО «Яковлев». Чтобы оценить состояние креплений, техникам придётся разобрать часть салона: демонтировать обшивку дверного проема, туалетный модуль и теплоизоляцию. Доступ к конструкции открывает возможность проверить болтовые и заклепочные соединения, а также несущие элементы.
Для поиска микроповреждений предписано использовать телескопическое зеркало, лупу и фонарь. В случае выявления дефектов самолет отправят на ремонт.
В чём риски
Хотя сообщение звучит тревожно, эксперты отмечают: подобные директивы — стандартная практика мировой авиации.
«Директивы лётной годности выпускаются, когда есть риск для безопасности. Но в большинстве случаев речь идет о превентивных мерах», — объяснил основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев сравнил ситуацию с отзывными кампаниями для автомобилей: не факт, что на конкретном борту обнаружится дефект, но его нужно проверить.
По словам экспертов, чаще всего подобные отклонения связаны с производственными нюансами, которые не выявились во время сертификационных испытаний.
Рутинная практика или тревожный сигнал?
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех») подчеркнули, что документ носит профилактический характер.
«Подобные меры позволяют поддерживать летную годность и безопасную эксплуатацию действующего парка», — заявили в корпорации.
Схожие ситуации регулярно фиксируются и у зарубежных производителей. Так, в 2024 году громким инцидентом стал случай с Boeing 737 MAX, когда в полёте оторвалась заглушка аварийного выхода. Проверка выявила проблемы с крепежом люков на ряде самолетов.
Superjet и его будущее
По информации издания, SSJ-100 остается единственным российским пассажирским самолетом, созданным после распада СССР. Всего было выпущено 232 лайнера, но в эксплуатации сегодня остаётся около сотни.
После серии инцидентов обращалось внимание на конструкцию шасси, при авариях способных повредить топливные баки. В новой версии — SSJ-New — эти узлы обещают переработать. Параллельно проект предусматривает замену импортных комплектующих, что должно снизить зависимость от иностранных поставщиков.
Для пассажиров директива Росавиации не несет поводов для паники: самолеты не выйдут в рейс, пока не пройдут диагностику. Для отрасли это еще один сигнал о необходимости постоянного контроля за состоянием техники.
О трудностях авиационной отрасли России мы рассказывали здесь.
Фото: uacrussia.ru
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ГОЛОС РЕГИОНОВ»