Петербургу выделят федеральные средства для инвестирования в газомоторный рынок. Однако сможет ли Смольный эффективно их распределить – вопрос. Развитию сектора и строительству инфраструктуры мешает лоббизм. Показательна ситуация с транспортной реформой, курируемой вице-губернатором Максимом Соколовым. Из-за «кулуарных договоров» в городе формируется дефицит газовых АЗС. Есть с реформой и другие проблемы.
Деструктивное «газовое лобби»
Санкт-Петербург в 2022-2024 годах получит из федерального бюджета субсидии на софинансирование расходов по переоборудованию общественного транспорта и коммунальной техники под использование природного газа. В 2022 году за счет федерального и городского бюджетов планируется переоборудовать 1683 единицы автомобильной техники, в 2023 году — 2 153 машины. Также будут предоставлены средства для развития рынка газомоторного топлива. Соответствующие постановления об одобрении соглашений с Минэнерго и Минэкономразвития подписал губернатор Александр Беглов.
Несмотря на господдержку, в Петербурге медленно развивается газомоторный рынок. Причина в лоббизме интересов игроков рынка чиновниками из Смольного, это мешает строить инфраструктуру.Показательна ситуация с «транспортной реформой», до запуска которой осталось три месяца.
В ее рамках планируется закупить 2800 автобусов на газе – около 86,5% из них будут работать на сжиженном природном газе (СПГ), а оставшиеся – на компримированном газе (КПГ). В Смольном заявляли, что подготовка к новой модели транспортного обслуживания выполнена на 80%. С компанией «Газпром газомоторное топливо» (ГГМТ) ведутся переговоры по строительству газовых АЗС. К июлю 2022 года их должно быть 30.
В свою очередь участники рынка смотрят на готовность города менее позитивно. Издание «Деловой Петербург» писало, что подготовка Северной столицы к переходу на новую модель оставляет желать лучшего. У ГГМТ в городе всего 11 объектов для заправки газом. Десять из них для КПГ и всего один для СПГ. По готовности СПГ-инфраструктуры город не дотягивает даже до 25%.
Причина в резкой смене акцента Смольным на используемой технологии. Ранее планировалось в основном использовать машины на КПГ, потому и заправок таких больше. Но около года назад было внесено изменение по части применяемого топлива. Собеседники «ДП» не исключали, что такая ситуация могла стать следствием лоббизма частных интересов. Тут логичен риторический вопрос: могла ли смена типа применяемого газа пройти без ведома вице-губернатора Максима Соколова, курирующего реформу? К тому же о недостаточности газовой инфраструктуры писала ранее«Фонтанка». Уверенности в том, что в городе успеют достроить нужное количество заправок нет. Потому не ясно, как на линию будут выводить 2800 газовых автобусов. На чем им ехать?
Системные проблемы транспортной реформы
Отметим, это не единственные проблемы транспортной реформы, вскрывшиеся в преддверии ее запуска. Помимо дефицита АЗС не хватает остановок. В 2018 году Смольный заявлял, что городу нужно более 500 новых автобусных остановок к моменту запуска реформы. 212 из них в различных точках города были выделены для приоритетного строительства. Однако к апрелю 2022 года будет поставлено около 112 остановок, а еще как минимум сотни из «первоочередных» будет не хватать. И это не считая оставшихся. Ко всему прочему, остро стоит вопрос нехватки водителей. Штат укомплектован на 90%.
При разработке новой маршрутной сети города власти ликвидировали более 200 маршрутов, в том числе частных в отдаленных районах. Часть оставшихся сократили по длине и изменили их трассировку. Действия профильных ведомств получили критику от петербуржцев за ухудшение транспортной доступности. Жители жалуются, что до сих пор не было предложено аналогов убранным маршрутам, а в городе появились некомфортные зоны без автобусов и со сложными, длительными пересадками. Портал «Голос регионов» обращал внимание на саму финансовую модель реформы. В соответствии с ФЗ № 220, Смольный выбрал регулируемую модель, оставив за собой право устанавливать цены. В экспертном сообществе это называли большой ошибкой. Таким решением администрация возложила на себя обязательство по содержанию всего автопарка, а это очень дорого. По предварительным оценкам, ежегодно Смольному придется выделять не менее 50 млрд рублей перевозчикам. Эксперты высказывали сомнения, что в бюджете города найдется столько денег и спрогнозировали в связи с этим повышение цен на проезд в автобусах после запуска транспортной реформы.
В момент вступления в должность транспортного вице-губернатора Максим Соколов обещал, что транспортная реформа в Петербурге пройдет плавно, а все проблемы будут решены. Отсутствие газовых заправок, дефицит остановок, неукомплектованность штата, сохранившиеся трудности с запуском маршрутов спустя два года работы над реформой явно указывают на то, что плавно перейти на новую модель перевозок у Петербурга не получится.
Напомним, администрация Александра Беглова уже провалила одну реформу – «мусорную», которая была запущена 1 января 2022 года. На ее подготовку у Смольного было около пяти лет с учетом предоставленной Петербургу трехгодовой отсрочки как городу федерального значения. Администрация не разработала исполнимую территориальную схему и не согласовала ее с Ленобластью. Не подготовила региональную программу и поэтапный план перевода города на новую систему обращения с отходами. К 2022 году не были построены мусороперерабатывающие заводы. Также Смольный только за несколько месяцев до реформы утвердил регоператора – компанию «Невский экологический оператор», который организовать работу перевозчиков до сих пор не смог. Итогом запуска реформы в январе стал завал дворов города мусором в праздничные дни. Жители ежедневно жалуются на несвоевременный вывоз отходов, антисанитарию и пишут обращения в прокуратуру.